Работа над новым материалом.
В качестве подготовки к рассмотрению задачи, решаемой с использованием схематического рисунка, полезно провести практическую работу: измерение длины класса шагами, при этом два ученика измеряют ее, идя навстречу друг другу. Учитель в это время выполняет на доске соответствующий схематический чертеж (смотри рисунок ниже), например:
Он подробно объясняет и показывает, как обозначено на чертеже начало пути каждого ученика, место встречи, что обозначают стрелки и т. п. После такой подготовки дети сами читают задачу по учебнику, повторяют ее, используя рисунок, а затем решают под руководством учителя.
Работа над пройденным материалом.
1. Устные вычисления в пределах 100. На доске записаны 3 задания:
Уменьшить на 9: Увеличить на 8: Уменьшить на 6:
12 14 11 18 10 12 16 13 14 11 15 13
К доске вызывают трех учеников. Выполняя задание, каждый из них записывает строкой ниже получаемые ответы. Одновременно учитель проводит с классом счет цепочкой: 5 + 8 — 9 + 6, 14 — 7 + 5 — 8 + 9, 12 — 9 + 8 — 5 + 4, задает вопросы вида: Каким действием мы узнаем, на сколько одно число меньше другого? Что значит сравнить числа? длины отрезков? Затем отвечающие у доски объясняют, как выполняли задание, класс проверяет правильность ответов. Задаются дополнительные вопросы.
2. Устное решение примеров по учебнику (упражнение 5). При этом уделить специальное внимание рассмотрению последнего столбика. Выполнение этого задания готовит к восприятию на следующих уроках новых приемов письменных вычислений. Далее у доски два ученика выполняют упражнение 3. Остальные в это время выполняют его в тетрадях.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 2, сделать чертеж к задаче и решить ее и 4