На уроке 21
Работа над новым материалом.
Учитель знакомит детей со смыслом выражения Взять столько-то раз по столько-то. Я взяла 2 яблока и положила их на полочку (делает это). Я взяла еще раз 2 яблока и положила на полочку. Сколько раз я брала по 2 яблока? Сколько раз по 2 яблока я положила на полочку? Коля, положи на полочку еще 2 яблока. Сколько раз по 2 яблока у нас теперь лежит на полочке? Сколько это всего яблок? 2 + 2 + 2 = 6.
Затем рассмотреть рисунок учебника (упражнение 1), дети должны ответить на поставленные вопросы.
Устно фронтально выполнить упражнение 2.
У доски и в тетрадях выполнить первые два задания из упражнения 3 (с числами 8, 9).
Работа над пройденным материалом.
1. Закрепление знания состава чисел от 11 до 20 (упражнение 7) можно провести в виде игры «Угадайка».
2. Вычисления в пределах 100. У доски и в тетрадях решаются первый и второй примеры из упражнения 6. Выясняется, как можно проверить правильность вычислений. Выполняется проверка.
Для самостоятельной работы предложить упражнения 4, 5 и 6 (III и IV примеры). Числа 15, 24, 18 заменить суммой одинаковых слагаемых (упражнение 3).
На уроке 22
1. Рассмотрение состава чисел от 11 до 18 из двух слагаемых. На доске записаны «елочки»; одно из чисел каждой пары указано.
Организуется соревнование-эстафета Кто быстрее заполнит елочку?.
2. Закрепление умения выполнять устные вычисления в пределах 100. Игра «Составим поезд»: составить поезд из вагончиков (карточек), на которых записаны примеры: 7 + 6, 33 — 8, 30 — 18, 13 + 20, 25 + 5, 12 — 5. Ответ предыдущего примера — число, с которого начинается следующий пример.
3. Решение задач. Учитель читает упражнение 2 с первым вопросом. Дети решают задачу в тетради. Учитель записывает ответ на доске: 12 к. — и спрашивает: Что означают эти 12 к.? Сколько копеек мальчик истратил на марки или столько стоили все марки, которые купил мальчик. После этого рассмотреть рисунок марок в учебнике: Сколько стоят марки разного вида? Какие марки мог купить мальчик, если он истратил на них 12 к.?
Условие задачи из упражнения 3 нужно записать кратко на доске. Дети дополняют его вопросом. Устно рассмотреть два возможных способа решения. Одним из них задачу решают в классе под руководством учителя.
4. Закрепление умения выполнять письменные вычисления. Первые два столбика примеров из упражнения 1 решить с кратким комментированием. Например: 92 — 46; из двух нельзя вычесть 6, возьму из 9 д. 1, ставлю точку; 12 — 6, будет 6, пишу под единицами 6. 9 без одного — это 8, из 8 вычитаю 4, будет 4. Пишу 4 под десятками.
5. Подготовка к умножению. Вызванный ученик по заданию учителя выставляет на полотне 4 раза по 2 кружка. Учитель спрашивает: Сколько кружков выставлено? На какие одинаковые слагаемые можно разложить число 8? Кто догадается, как по-другому можно заменить 8 суммой одинаковых слагаемых? Далее рассматривают упражнение 6: данный в нем образец устно разбирают, как может быть представлено в виде суммы одинаковых слагаемых число 12, 16. В тетради делают соответствующие записи.
Для самостоятельной работы можно предложить решить задачу из упражнения 3 способом, отличным от того, каким решали под руководством учителя. Далее выполнить упражнения 1 (III, IV столбики), 4 и 5. Перед выполнением упражнения 4 вспомнить, что значит на 3 см больше. Затем сначала устно решить задачу — найти длину второго отрезка, а потом начертить оба отрезка.