Работа над новым материалом.
Подготовкой к рассмотрению нового материала является решение примеров вида 70 — 48. На доске подробно разобрать пример такого вида. Затем предложить вызванному ученику записанный в столбик пример 34 — 16. Выяснить, что и в этом примере единицы нельзя сразу вычесть из единиц. Поступаем так же, — говорит учитель, — берем из 3 десятков 1 и, чтобы не забыть об этом, ставим над цифрой 3 точку. Объяснение дети должны закончить сами. Далее с подробным комментированием и записью примеров столбиком решить два примера из упражнения 1.
Работа над пройденным материалом.
1. Повторение таблицы сложения и вычитания в пределах 20. На доске дать примеры; дети решают их, записывая только ответы.
5 + 7 8 + 9 12 — 7 15 — 6
9 + 6 17 — 8 13 — 5 14 — 8
6 + 6 16 — 7 11— 4 18 — 9
Работа проходит фронтально.
2. Устное решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100 (упражнение 4, два последних столбика).
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 2 и 3. Упражнение 4 с записью только ответов на отдельном листочке.
Предварительно учитель объясняет детям, как можно решить примеры, записанные столбиком, не списывая их, а записывая только ответы. К примерам прикладывают снизу листок бумаги, и, выполняя вычисления, записывают результаты, подписывая как обычно: единицы под единицами, десятки под десятками. Так решают последние два примера из упражнения 1 с комментированием.