Организация кружка в начальных классах

organizacziya kruzhka v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Кружок юных мичуринцев в начальной школе, как правило, комплектуется из учащихся 3 и 4 классов. Но в кружок весной можно включать и учеников 2 класса, поскольку они переходят в 3 класс.

Опыт лучших кружков показывает, что организация и развитие кружка идёт наиболее успешно тогда, когда работа начинается с какого-нибудь практического дела (разбивка цветника вокруг школы, организация уголка живой природы, работа на пришкольном участке, организация наблюдений над сезонными изменениями в природе и т. д.). Практическая работа с реально осязаемыми результатами сразу же сплачивает коллектив кружка.

Организация кружка возможна и как следствие классной работы, когда дети обнаруживают стремление углубить и расширить знания, полученные на экскурсии, на уроках объяснительного чтения или на уроках естествознания.

Организовать кружок можно в любое время года, но наиболее подходящими сезонами являются весна и осень. Весенние явления в природе привлекают внимание детей; ранней же весной начинается подготовка к работам на пришкольном участке, а следом — и самые работы.

Осень удобна для организации кружка тем, что в начале учебного года дети под свежим впечатлением проведённого лета проявляют повышенный интерес к природе; в это время года оживляется работа в уголке природы и возникает необходимость заготовить природный материал для зимних уроков.

Комплектование кружка проходит вначале на основании простой записи у руководителя, объявившего об организации кружка. Позднее, когда кружок развернёт работу, приём новых членов производится на основании личных заявлений желающих вступить в кружок. В начальной школе в кружок обычно зачисляет сам руководитель. Обставлять приём особыми формальностями, в виде обсуждения кандидатуры на собрании кружка и голосования всех членов кружка, не следует.

Число членов кружка обычно не превышает 15—20. С большим количеством детей одному руководителю справиться трудно. Если желающих работать в кружке юных мичуринцев оказывается свыше 20, то рекомендуется организовать два кружка. В большой школе может быть несколько таких кружков.

Работа в кружке юных мичуринцев является добровольной, но вместе с тем каждый юный мичуринец должен быть дисциплинированным и выполнять правила работы в кружке. Обычно в кружках не имеется писанных правил, но они фактически существуют. Каждый юный мичуринец должен: регулярно и систематически посещать общие занятия кружка, пропуская их только по уважительным причинам; выполнять определённую практическую работу по общему плану работы кружка (уход за животными и растениями в уголке природы, выращивание какого-либо растения на участке и т. д.); вести дневник своих наблюдений и работ; оформлять результаты работ; принимать участие в общественно-полезных работах, проводимых кружком; выполнять указания руководителя.

Правила обязан выполнять каждый член кружка. Систематическое невыполнение их может вызвать исключение из кружка. Исключает из кружка руководитель, но следует помнить, что это самая крайняя мера и к ней надо прибегать только в исключительных случаях.

Юные мичуринцы, желающие прекратить работу в кружке по каким- либо причинам, должны заявить об этом руководителю кружка.

Начинающим руководителям надо бороться с текучестью в составе кружка, когда временами (например, весной) число членов кружка сильно увеличивается, а затем также быстро спадает. Постоянство состава кружка достигается налаженностью работы, умелым выбором содержания, применением разнообразных методов, умением руководителя поддерживать интерес юных мичуринцев в течение всего года, т. е. не только весной и летом, но и в зимние месяцы.

Организуя работу кружка юных мичуринцев, руководитель должен стремиться к тому, чтобы кружок стал дружным коллективом, сплочённым общей работой, общими целями. Это лучше всего достигается совместной работой над разрешением определённых практических задач, имеющих в большинстве случаев общественно-полезный характер (например, устройство уголка природы, выпуск сезонных стенных газет, устройство цветника при школе, сбор местных полезных ископаемых для школьной коллекции и т. д.).

В помощь руководителю выбирается староста кружка. Староста помогает в организации всей работы — собирает кружковцев, руководит собраниями кружка, помогает в распределении заданий, выступает в качестве представителя кружка в пионерской организации, ведёт учёт работы кружка, отмечая посещаемость и выполнение заданий. Иногда проведение учёта работы и ведение переписки (например, с юннатским кружком соседней школы) поручается секретарю кружка. Староста и секретарь избираются на общем собрании кружка. Хорошо организованные кружки имеют годовую программу, которая составляется руководителем. Программа определяет как практические работы, которые выполняют юные мичуринцы, так и знания, приобретаемые кружковцами в процессе работ. Желательно составлять программу по сезонам.

В качестве образца можно взять программу на весенний период, составленную Центральной станцией юных натуралистов (Москва) в двух вариантах: для начинающих работу в кружке (2—3 классы) и для работающих в кружке второй год.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment