Содержание и формы внеклассной работы в начальных классах весьма разнообразны. К основным видам внеклассной работы прежде всего следует отнести образовательны е внеучебные з анятия , имеющие своей целью углубление знаний , полученных учащимися на уроках, расширение умственного кругозора детей, привитие им навыков самостоятельной работы.
К этому же виду внеучебных занятий относится рассказывание и коллективное чтение небольших литературных произведений, рассказов и очерков из детских газет и журналов. Многие учителя проводят такие занятия регулярно, выделяя для этого особые «часы внеклассного чтения», организуя «литературные утренники» с участием детей. Чтение и рассказывание можно сопровождать показом картин , диапозитивов и диафильмов, иллюстрирующих содержание читаемого. Коллективное чтение и рассказывание обычно завершаются краткой беседой и обменом впечатлениями о прочитанном.
С детьми, проявляющими интерес к природе, организуются разные виды внеклас сных занятий по естествознанию : прогулки и экскурсии в природу, простейшие метеорологические наблюдения и ведение «календаря погоды», уход за растениями и животными в уголке природы, собирание коллекций и гербариев, выращивание растений на опытных грядках.
В связи с изучением отечественной истории и ге ограф ии в 4 классе дети начинают проявлять особый интерес к настоящему и прошлому своей родины. Поддерживая и развивая этот интерес, учитель организует кружковые занятия и экскурсии, углубляющие и расширяющие знания детей о прошлом нашей родины, о природных богатствах СССР, о хозяйственных, культурных и политических достижениях отдельных братских социалистических республик, о великом преобразовании географии нашей отчизны благодаря творческому самоотверженному труду советского народа. С учащимися 4 класса можно проводить в элементарных формах краев едче скую работу по изучению истории своего села или города: экскурсии и походы по собиранию экспонатов для «Уголка родного края», выпуск рукописных иллюстрированных детскими рисунками журналов и альбомов о родных местах, об их прошлом и настоящем, о своих знатных земляках и т. д.
С образовательными внеучебными занятиями тесно связана политико -в о спитательная работа с детьми.
Сюда относится прежде всего работа с газетой «Пионерская правда»: чтение газеты и проведение с детьми бесед о наиболее важных фактах социалистического строительства, о роли Советского Союза и международной жизни, о борьбе народных масс в капиталистических странах против своих угнетателей, о борьбе демократических элементов всех стран против поджигателей новой войны.
Большое политико-воспитательное значение имеет периодический выпуск учащимися под руководством учителя стенных газ ет . Заметки, написанные детьми в стенную газету о своих успехах и недостатках в ученье, о дисциплине, об общественной работе, о знаменательных датах, важных событиях, приобщают детей к общественно-политической жизни.
Стенные газеты в начальной школе должны быть просты по содержанию и незатейливы по внешнему оформлению.
В одной из школ пионерский отряд выпускает еженедельно по субботам классную стенную газету «Наша жизнь». Формат газеты — обыкновенный развёрнутый лист бумаги. Дети называют свою стенную газету «Газета-малютка» и очень её любят.
В каждом номере содержится не более 5—6 коротеньких заметок, которые дети пишут на близкие им темы по собственному выбору или по заданию учителя: о проведённых интересных пионерских сборах, о жизни своих звеньев, о достижениях и недостатках в работе класса и отдельных учеников за истекшую неделю, о наиболее важных и доступных детям политических событиях (выборы в Советы, день Сталинской Конституции, годовщина Советской Армии, правительственные награждения колхозников своего района за высокие урожаи и т. п.).
Каждую неделю газету готовит по очереди одно из четырёх звеньев, на которые разбит класс. Заметки, написанные детьми, просматриваются учителем, потом переписываются детьми начисто. Заметки на общественно-политические темы иногда пишет учитель или вожатый отряда.
Такое простое оформление стенной газеты вполне доступно детям и не требует много времени. Материал для текущего номера стенной газеты очередное звено подбирает и подготовляет в течение недели. В субботу ученики, выпускающие очередной номер газеты, остаются в школе после уроков на один час — этого времени достаточно для того, чтобы оформить газету.
В понедельник дети, приходя в школу, прежде всего спешат в уголок, где вывешивается газета «Наша жизнь». Газету дети читают с большим интересом, оживлённо обсуждают заметки и высказывают свои мнения по поводу содержания и художественного оформления.
Средствами осуществления художественного во спитания во внеклассной работе с детьми служат выразительное чтение , декламация и художественное рассказывание . Целесообразно также использовать литературные р адиопер едачи для детей младшего школьного возраста. В этих передачах перед микрофоном обычно выступают мастера художественного слова, доставляющие детям большое эстетическое наслаждение.
Детей, обнаруживающих способности в области художественного слова, следует организовать в соответствующий кружок и вести с ними систематические занятия. Многие учителя, владеющие искусством выразительного художественного чтения, сами ведут такую работу. В некоторых школах для ведения занятий с детьми по художественному слову привлекаются специалисты — артисты из среды родителей и общественников.
С чтением художественной литературы могут быть связаны инсценировки басен, сказок и рассказов, устройство теневого и кукольного театр о в . Дети очень любят представлять в лицах и воплощать в игре содержание народных сказок и рассказов из детской жизни. Они легко преображаются в разных животных и других персонажей сказок и басен, подражают их движениям и звукам, сами придумывают разные игры-инсценировки. Учитель должен использовать эти наклонности детей и как средство художественного воспитания.
Большое значение в осуществлении художественного воспитания имеют пение и музыка . В младшем школьном возрасте дети охотно поют в общем школьном хоре под руководством учителя или пионервожатого любимые детские песни, «Гимн Советского Союза», популярные советские песни о Сталине, о нашей родине, о Москве и другие. Дети также охотно участвуют в оркестр е нар одных инструментов . Полезно систематически проводить слушание с детьми исполнения доступных музыкальных произведений, используя для этой цели патефон и музыкальные радиопередачи.
В целях развития эстетических вкусов детей следует практиковать рассматривание художественных репродукций с картин лучших мастеров кисти, а где возможно — коллективное посещение выставок и музеев с целью осмотра доступных детскому восприятию картин и рисунков.
Занятия с детьми по р итмике и массовые м ер о пр иятия по хор еографиче скому искусству также имеют важное значение для художественного воспитания детей. Разумеется, речь идёт о наиболее доступных детям формах этого искусства: несложные детские пляски, простые народные танцы, которые обычно входят в программы всех детских утренников и праздников.
К основным видам внеклассной работы следует также отнести ф из – кул ьтуру, игры и р аз вл е ч е н ия . Этот вид внеклассной работы имеет целью укрепление здоровья детей и развитие их физических сил, тренировку в ловкости, меткости и смекалке, удовлетворение потребности детей в игре.
Любители природы активно участвуют в озеленении усадьбы школы, охраняют зелёные насаждения, участвуют в лесонасаждении, ухаживают за плодово-ягодным садом, за пришкольным участком, проводят День охраны птиц, Неделю сада и т. п. Любители физкультуры и спорта содержат в порядке физкультурную площадку, заботятся об её оборудовании. Кружок ручного труда помогает школе в элементарном ремонте учебного оборудования, книг; посильно участвует в изготовлении под руководством учителя простейших учебных пособий, игрушек для малышей детских яслей и детского сада. Дети охотно принимают участие в заготовке лекарственных трав и других полезных растений, выступают со своей художественной самодеятельностью на собраниях взрослых, выполняют поручения в связи с проведением выборов и других кампаний.
Каждая из этих форм организации внеклассной работы имеет своё педагогическое назначение. Массовые мероприятия должны быть использованы для охвата тем или иным видом внеклассной работы всех учащихся. Кружки отвечают потребности в проведении более или менее углублённой работы с учащимися, проявляющими о со бый интер ес в данной области.
Индивидуальные формы работы позволяют учитывать особенности, степень подготовки и уровень развития отдельных учеников и диф ферен- цированно руководить их самостоятельной работой.
В начальных классах, как правило, могут найти место все перечисленные формы внеклассной работы. Но при организации их необходимо учитывать возрастные особенности детей. Внеклассная работа в младших классах начальной школы проводится по преимуществу в массовых формах, фронтально, т. е. со всеми учащимися: беседы, чтения, прогулки-экскурсии, игры, утренники. С учащимися 4 и отчасти 3 классов возможна и желательна организация различного рода кружков. В процессе руководства внеклассным чтением детей, подготовкой к выступлениям отдельных учащихся на читательских конференциях, литературных утренниках и т. п. учитель, наряду с массовыми формами и в связи с ними, использует также индивидуальные формы внеклассной работы.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова