Содержание и формы внеклассной работы в начальных классах

soderzhanie i formy vneklassnoj raboty v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Содержание и формы внеклассной работы в начальных классах весьма разнообразны. К основным видам внеклассной работы прежде всего следует отнести образовательны е внеучебные з анятия , имеющие своей целью углубление знаний , полученных учащимися на уроках, расширение умственного кругозора детей, привитие им навыков самостоятельной работы.

В этих занятиях большое место принадлежит внеклассному чтению детей. Учитель, рекомендуя детям те или иные книги, руководит их самостоятельным домашним чтением, проводит с ними систематические беседы о прочитанных книгах, организует читательские конференции.

К этому же виду внеучебных занятий относится рассказывание и коллективное чтение небольших литературных произведений, рассказов и очерков из детских газет и журналов. Многие учителя проводят такие занятия регулярно, выделяя для этого особые «часы внеклассного чтения», организуя «литературные утренники» с участием детей. Чтение и рассказывание можно сопровождать показом картин , диапозитивов и диафильмов, иллюстрирующих содержание читаемого. Коллективное чтение и рассказывание обычно завершаются краткой беседой и обменом впечатлениями о прочитанном.

С детьми, проявляющими интерес к природе, организуются разные виды внеклас сных занятий по естествознанию : прогулки и экскурсии в природу, простейшие метеорологические наблюдения и ведение «календаря погоды», уход за растениями и животными в уголке природы, собирание коллекций и гербариев, выращивание растений на опытных грядках.

В связи с изучением отечественной истории и ге ограф ии в 4 классе дети начинают проявлять особый интерес к настоящему и прошлому своей родины. Поддерживая и развивая этот интерес, учитель организует кружковые занятия и экскурсии, углубляющие и расширяющие знания детей о прошлом нашей родины, о природных богатствах СССР, о хозяйственных, культурных и политических достижениях отдельных братских социалистических республик, о великом преобразовании географии нашей отчизны благодаря творческому самоотверженному труду советского народа. С учащимися 4 класса можно проводить в элементарных формах краев едче скую работу по изучению истории своего села или города: экскурсии и походы по собиранию экспонатов для «Уголка родного края», выпуск рукописных иллюстрированных детскими рисунками журналов и альбомов о родных местах, об их прошлом и настоящем, о своих знатных земляках и т. д.

С образовательными внеучебными занятиями тесно связана политико -в о спитательная работа с детьми.

Сюда относится прежде всего работа с газетой «Пионерская правда»: чтение газеты и проведение с детьми бесед о наиболее важных фактах социалистического строительства, о роли Советского Союза и международной жизни, о борьбе народных масс в капиталистических странах против своих угнетателей, о борьбе демократических элементов всех стран против поджигателей новой войны.

Лучшим способом политического просвещения учащихся является живой, образный и занимательный рассказ учителя, содержащий яркие примеры и иллюстрации из ближайшего окружения и детских наблюдений, из знакомой детям художественной литературы. Необходимо использовать рассказы и самих детей о своих впечатлениях и переживаниях в дни советских праздников, народных демонстраций и т. п. Устройство встреч со знатными людьми нашей страны — участниками революционных боёв, героями Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и прославленными стахановцами социалистических предприятий и колхозных полей, рассказы их о великих делах и достижениях советского народа, о том, как они самоотверженно трудятся на благо нашей родины, — являются прекрасным средством политического воспитания детей.

Большое политико-воспитательное значение имеет периодический выпуск учащимися под руководством учителя стенных газ ет . Заметки, написанные детьми в стенную газету о своих успехах и недостатках в ученье, о дисциплине, об общественной работе, о знаменательных датах, важных событиях, приобщают детей к общественно-политической жизни.

Стенные газеты в начальной школе должны быть просты по содержанию и незатейливы по внешнему оформлению.

В одной из школ пионерский отряд выпускает еженедельно по субботам классную стенную газету «Наша жизнь». Формат газеты — обыкновенный развёрнутый лист бумаги. Дети называют свою стенную газету «Газета-малютка» и очень её любят.

В каждом номере содержится не более 5—6 коротеньких заметок, которые дети пишут на близкие им темы по собственному выбору или по заданию учителя: о проведённых интересных пионерских сборах, о жизни своих звеньев, о достижениях и недостатках в работе класса и отдельных учеников за истекшую неделю, о наиболее важных и доступных детям политических событиях (выборы в Советы, день Сталинской Конституции, годовщина Советской Армии, правительственные награждения колхозников своего района за высокие урожаи и т. п.).

Каждую неделю газету готовит по очереди одно из четырёх звеньев, на которые разбит класс. Заметки, написанные детьми, просматриваются учителем, потом переписываются детьми начисто. Заметки на общественно-политические темы иногда пишет учитель или вожатый отряда.

Оформлена «Газета-малютка» весьма просто: скромный раскрашенный заголовок в левом верхнем углу, 2—3 маленьких иллюстрации из детских рисунков или из картинок, вырезанных из газет, листков отрывного календаря, раскрашенных цветными карандашами.

Такое простое оформление стенной газеты вполне доступно детям и не требует много времени. Материал для текущего номера стенной газеты очередное звено подбирает и подготовляет в течение недели. В субботу ученики, выпускающие очередной номер газеты, остаются в школе после уроков на один час — этого времени достаточно для того, чтобы оформить газету.

В понедельник дети, приходя в школу, прежде всего спешат в уголок, где вывешивается газета «Наша жизнь». Газету дети читают с большим интересом, оживлённо обсуждают заметки и высказывают свои мнения по поводу содержания и художественного оформления.

К разделу политико-воспитательной работы относится устройство утренников, вечеров и торжественных пионерских костров, посвящённых советским праздникам и знаменательным датам.

Средствами осуществления художественного во спитания во внеклассной работе с детьми служат выразительное чтение , декламация и художественное рассказывание . Целесообразно также использовать литературные р адиопер едачи для детей младшего школьного возраста. В этих передачах перед микрофоном обычно выступают мастера художественного слова, доставляющие детям большое эстетическое наслаждение.

Детей, обнаруживающих способности в области художественного слова, следует организовать в соответствующий кружок и вести с ними систематические занятия. Многие учителя, владеющие искусством выразительного художественного чтения, сами ведут такую работу. В некоторых школах для ведения занятий с детьми по художественному слову привлекаются специалисты — артисты из среды родителей и общественников.

С чтением художественной литературы могут быть связаны инсценировки басен, сказок и рассказов, устройство теневого и кукольного театр о в . Дети очень любят представлять в лицах и воплощать в игре содержание народных сказок и рассказов из детской жизни. Они легко преображаются в разных животных и других персонажей сказок и басен, подражают их движениям и звукам, сами придумывают разные игры-инсценировки. Учитель должен использовать эти наклонности детей и как средство художественного воспитания.

Школы, располагающие возможностью показывать детям время от времени соответствующие их возрасту кинофильмы и театральны е по становки , должны использовать и эти средства художественного воспитания. После коллективного посещения кино или театра учитель проводит с детьми беседу о виденном, предлагает им в рисунках выразить то, что произвело на них сильное впечатление, написать о своих впечатлениях в классную стенную газету.

Большое значение в осуществлении художественного воспитания имеют пение и музыка . В младшем школьном возрасте дети охотно поют в общем школьном хоре под руководством учителя или пионервожатого любимые детские песни, «Гимн Советского Союза», популярные советские песни о Сталине, о нашей родине, о Москве и другие. Дети также охотно участвуют в оркестр е нар одных инструментов . Полезно систематически проводить слушание с детьми исполнения доступных музыкальных произведений, используя для этой цели патефон и музыкальные радиопередачи.

Детей с особенно развитым музыкальным слухом, обнаруживающих явную музыкальную одарённость, желательно обучать музыке в особом кружке или в музыкальной школе.

Художественному воспитанию в начальной школе способствуют также внеклассные з анятия с детьми по р и с о в анию , л епке , аппли – кации , связанные обычно с украшением классного помещения, оформлением стенных газет, отображением в иллюстрациях своих впечатлений от экскурсий, праздников и пр. В отдельных случаях, когда среди детей оказываются одарённые юные художники и в школе имеется учитель рисования, желательно организовать для них занятия в специальном кружке изобразительного искусства.

В целях развития эстетических вкусов детей следует практиковать рассматривание художественных репродукций с картин лучших мастеров кисти, а где возможно — коллективное посещение выставок и музеев с целью осмотра доступных детскому восприятию картин и рисунков.

Занятия с детьми по р итмике и массовые м ер о пр иятия по хор еографиче скому искусству также имеют важное значение для художественного воспитания детей. Разумеется, речь идёт о наиболее доступных детям формах этого искусства: несложные детские пляски, простые народные танцы, которые обычно входят в программы всех детских утренников и праздников.

К основным видам внеклассной работы следует также отнести ф из – кул ьтуру, игры и р аз вл е ч е н ия . Этот вид внеклассной работы имеет целью укрепление здоровья детей и развитие их физических сил, тренировку в ловкости, меткости и смекалке, удовлетворение потребности детей в игре.

Сюда относятся такие физкультурные занятия и игры, которые выходят за пределы уроков физкультуры: катание на салазках, на коньках и лыжные вылазки, пешеходные экскурсии-походы и военизированные игры на местности в весенне-летний период, подвижные игры для детей младшего школьного возраста на пришкольной площадке, игры с мячом, простейшие спортивные игры — лапта, городки, баскетбол и др., а также всевозможные игры-аттракционы, развивающие меткость глаза, ловкость движений, как, например, разновидности детского тира, серсо, бильбоке, детский биллиард, приспособления для лазания, прыжков и т. п.

Сюда должны быть также отнесены всевозможные настольные игры: шашки, домино, разные виды лото, изготовляемые охотно самими детьми, а также решение печатаемых в детских газетах и журналах ребусов, шарад, загадок, головоломок и пр.

Многие из перечисленных внеклассных занятий с детьми в практическом их осуществлении приобретают характер о бщ е ств енно по л е з – ного труда детей.

Любители природы активно участвуют в озеленении усадьбы школы, охраняют зелёные насаждения, участвуют в лесонасаждении, ухаживают за плодово-ягодным садом, за пришкольным участком, проводят День охраны птиц, Неделю сада и т. п. Любители физкультуры и спорта содержат в порядке физкультурную площадку, заботятся об её оборудовании. Кружок ручного труда помогает школе в элементарном ремонте учебного оборудования, книг; посильно участвует в изготовлении под руководством учителя простейших учебных пособий, игрушек для малышей детских яслей и детского сада. Дети охотно принимают участие в заготовке лекарственных трав и других полезных растений, выступают со своей художественной самодеятельностью на собраниях взрослых, выполняют поручения в связи с проведением выборов и других кампаний.

Внеклассная работа с детьми проводится как в форме массовых мероприятий , охватывающих детей всего класса или нескольких звеньев, так и в форме кружко вых занятий путём объединения какой-либо группы учащихся для проведения с ними работы по определённому плану на протяжении более или менее длительного времени и, наконец, в форме индивидуальных занятий детей (внеклассное чтение, ведение наблюдений, коллекционирование и пр.).

Каждая из этих форм организации внеклассной работы имеет своё педагогическое назначение. Массовые мероприятия должны быть использованы для охвата тем или иным видом внеклассной работы всех учащихся. Кружки отвечают потребности в проведении более или менее углублённой работы с учащимися, проявляющими о со бый интер ес в данной области.

Индивидуальные формы работы позволяют учитывать особенности, степень подготовки и уровень развития отдельных учеников и диф ферен- цированно руководить их самостоятельной работой.

В начальных классах, как правило, могут найти место все перечисленные формы внеклассной работы. Но при организации их необходимо учитывать возрастные особенности детей. Внеклассная работа в младших классах начальной школы проводится по преимуществу в массовых формах, фронтально, т. е. со всеми учащимися: беседы, чтения, прогулки-экскурсии, игры, утренники. С учащимися 4 и отчасти 3 классов возможна и желательна организация различного рода кружков. В процессе руководства внеклассным чтением детей, подготовкой к выступлениям отдельных учащихся на читательских конференциях, литературных утренниках и т. п. учитель, наряду с массовыми формами и в связи с ними, использует также индивидуальные формы внеклассной работы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment