Обучение и воспитание должны осуществляться неразрывно.

obuchenie i vospitanie dolzhny osushhestvlyatsya nerazryvno Психологические основы обучения

Содержанием уроков начальной математики являются: решение задач, устный счет, письменные вычисления, упражнения в измерении. Задачи имеют определенную тематику — сюжет, фабулу. В их тематике отражается советская действительность: жизнь и труд советских людей, их борьба за выполнение плана, за повышение производительности труда, за экономию материалов и времени, за высокие урожаи, за развитие культуры. Поэтому многие задачи естественно могут быть использованы не только для собственно математических целей, но и для воспитания детей.

Что для этого надо делать?

Решив, например, задачу и получив ответ, из которого видно, что колхозники собрали высокий урожай картофеля, учителю нужно краткой репликой подчеркнуть значение этого факта для народного хозяйства и сравнить этот урожай с урожаем в своем колхозе.

Решив задачу о том, каких успехов добивается строительная бригада в повышении производительности труда, учитель хорошо сделает, если сравнит успехи этих работников с достижениями рабочих на ближайшем предприятии.

После решения задачи, в которой спрашивается, какая площадь украсилась бы садами, если бы каждый из 30 млн. школьников посадил хотя бы по два плодовых деревца, и получения ответа — 300 тыс. га полезно кратко прокомментировать полученное число: вот какая огромная площадь покрылась бы садами, если бы каждый из нас сделал небольшое дело — посадил два деревца.

Не нужно вести длинных бесед, которые отнимают много времени и уводят класс в сторону от прямых задач урока арифметики, но не следует и обходить молчанием цифры, которые характеризуют повседневную жизнь людей.

Возникает вопрос, а как поступать в тех случаях, когда изучаются арифметические действия над отвлеченными числами. Ведь отвлеченные числа, взятые сами по себе, нейтральны по отношению к задачам воспитания в духе морального кодекса строителей коммунизма. Может быть, в таких случаях надо прибегать к поискам воспитательных моментов? Нет, на таких уроках должны воспитывать метод и организация учебного процесса. То же относится и к задачам с «нейтральным» содержанием.

При обучении письменным вычислениям (при условии правильного ведения урока) воспитываются: ответственность за результаты вычислений, настойчивость в поисках правильного решения, навыки проверки и самоконтроля, внимание и осторожность в вычислениях (недаром требуется проверка выполнения каждого арифметического вычисления).

Обучение письменным вычислениям дает также благодарный материал для эстетического воспитания детей, приучая их к тому, чтобы они соблюдали чистоту и аккуратность при ведении тетрадей, писали цифры красиво и четко, располагали действия на страничке тетради симметрично, не делали ничего лишнего, не прибегали к письменным вычислениям там, где можно вычислить устно и. т. д.

Правильное обучение устным вычислениям воспитывает внимание, память на числа, творчество и сообразительность (ведь каждая пара чисел требует своего приема вычисления). Воспитывается также умение слушать и быстро реагировать на вопрос и задания учителя, быстро переключаться с одного действия на другое и т. д.

Наконец, воспитывает урок в целом, его организация, стиль работы учителя, его манера держаться в классном коллективе, установленные им порядки, его требовательность к ученикам и умение создать на уроке трудовую атмосферу. Таким образом, на хорошем уроке математики воспитывается:

  1. ответственное отношение к учению, к выполнению заданий; уже на первых минутах урока проверяется, что и как сделал ученик дома, готовясь к предстоящему уроку, причем на уроках арифметики легко обнаруживается как полнота, так и качество выполнения домашнего задания;
  2. воспитывается трудолюбие: если учитель организовал работу детей так, что в течение 45 минут ученик трудится в полную меру своих сил, проявляя самостоятельность, активность и творческую инициативу в добывании знаний, то такой урок является хорошей школой воспитания трудолюбивого, целенаправленного человека;
  3. воспитывается умение работать в коллективе: идти в ногу с коллективом, не отставать, сообразовывать свои темпы работы с темпами работы классного коллектива. На уроках арифметики часто происходит смена одного вида работы другим, а эта смена должна проходить дружно и организованно;
  4. хороший урок учит ребенка активно участвовать в работе класса: не только отвечать, но и спрашивать, не только получать знания, но давать другим свои знания, полученные из разных источников: из книг, из жизни.

Учитель должен иметь в виду, что каждый урок арифметики оказывает воспитательное влияние на детей. Вопрос только в том, какое это влияние. Хорошо организованный урок воспитывает у детей положительные черты и качества, плохой урок воспитывает прямо противоположные, отрицательные черты.

Таким образом, уроки арифметики, как уроки и по другим учебным предметам, имеют большие потенциальные возможности для того, чтобы детей обучать и воспитывать в едином потоке, неразрывно. Задача учителя — использовать эти возможности для воспитания нового человека, которому жить и работать в коммунистическом обществе.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment