Занятия на местности развивают у детей навыки политехнического характера, связывают теоретические знания с применением их на практике, развивают пространственные представления. Уроки измерительных работ в классе и на местности, имея много общего, в то же время существенно различаются размером объектов работы, что требует применения разных инструментов и приспособлений. Использование разных приборов и инструментов влечет за собой введение новых методов работы и особой организации занятий. На уроках практических работ необходимо следить за тем, чтобы каждый из учеников выполнил намеченные работы, а не оставался бы только пассивным наблюдателем. Часто для выполнения работы учеников распределяют по звеньям. В таком случае необходимо четко ставить задание перед звеном с таким расчетом, чтобы каждый член звена активно участвовал в работе.
Необходимо стремиться к тому, чтобы работы, выполняемые учащимися, имели практическую ценность. Например, чтобы провешивание отрезков прямых и деление их на равные части было связано с благоустройством школьной или другой территории, с подготовкой к весенним работам на участке, с устройством физкультурной площадки и т. д.
Прежде чем выходить на местность, полезно объяснить предстоящую работу в классе с использованием так называемого настольного полигона.
Успех практической работы на местности зависит от подготовки к ней учащихся, от хорошего оборудования, четкой организации и активного участия детей в выполнении задания.
Приведем примерную структуру такого урока:
- Сообщение цели урока.
- Организованный выход к месту работы.
- Повторение объяснения, которое давалось в классе на настольном полигоне с использованием нового оборудования. Знакомство с правилами и способами выполнения предстоящей работы.
- Выполнение учениками задания, составляющего основное содержание урока.
- Беседа о качестве выполненной работы, о возможной рационализации и улучшении ее, а также о том, в каких жизненных случаях приходится выполнять аналогичную работу.
Обучению математике помогают различные экскурсии: в природу, на производство, на стройку, в колхоз, в совхоз, в парниковое хозяйство и т. д. Хорошо подготовленная и своевременно проведенная экскурсия помогает понять значение знаний по математике, показывая их применение, дает жизненный числовой материал для составления задач, смет, ведомостей.
При подготовке к экскурсии учитель должен продумать, как и на чем можно показать применение математических знаний, какой числовой материал нужно собрать для последующей работы, как и где его записать, как вызвать у детей интерес к тем фактам, которые дадут подходящий числовой материал, как распределить эту работу между отдельными учениками или звеньями.
Если в ходе экскурсии объяснения будут давать специалисты с производства, то учитель заблаговременно должен им рассказать о дидактической и воспитательной цели занятия. ; По окончании ..экскурсии необходимо с учениками обработать числовой материал: отобрать нужные данные, уточнить их, округлить, систематизировать и использовать на дальнейших уроках для составления разного рода задач с жизненно-практическим содержанием.
Если проводятся специально математические экскурсии, то они могут иметь примерно следующую структуру:
- установление цели экскурсии;
- разработка совместно с детьми плана и заданий, которые должны быть выполнены во время экскурсии;
- выполнение на месте экскурсии намеченных заданий;
- заключительная беседа.