При обучении математике применяются и другие формы занятий. К таким занятиям относятся различные домашние работы, занятия со слабо успевающими учениками, занятия с детьми, проявляющими повышенный интерес и особые способности к математике, различные виды внеклассных занимательных занятий.
Основные знания, умения и навыки ученики должны получать на уроке, но это не исключает домашних занятий, которые при соблюдении определенных условий являются ценным видом самостоятельной работы учеников. Домашние учебные занятия не только способствуют формированию и закреплению знаний и навыков, но и воспитывают детей. Они приучают их разумно распределять свое время, воспитывают заботливое и серьезное отношение к учению, учат сочетать труд с отдыхом, развивают уверенность в своих способностях, знаниях и навыках, доставляют удовлетворение, как и всякий труд, который выполняется с охотой. При этом дети привыкают к самоконтролю, то есть сами решают, выполнена ли работа до конца и как она выполнена. По мере развития школ-интернатов и школ с группами продленного дня значение таких занятий, где необходимо проявление самостоятельности детей в своих действиях, не уменьшается, а, наоборот, повышается.
Домашние работы по арифметике имеют две дидактические цели: закрепление знаний, умений и навыков и подготовку к усвоению нового учебного материала.
- Значительную учебно-воспитательную ценность имеют те домашние работы, которые отвечают следующим требованиям.
- Ученик должен быть заинтересован в выполнении домашнего задания. Для этого учитель должен раскрывать цели предстоящей работы, ее значение, показывать взаимозависимость урока и домашней работы, чтобы ученик почувствовал целесообразность ее выполнения.
- К выполнению домашней работы ученик должен быть подготовлен на уроке. Нельзя включать в домашнее задание такой материал, с которым ученик не может справиться самостоятельно.
- По объему и по трудности задание для домашних занятий должно быть таким, чтобы его выполнение не приводило к перегрузке детей учебной работой. Задания, связанные с большой затратой времени, принуждают учащихся к небрежному выполнению, к списыванию, к формальному отношению к делу.
- Домашняя работа, как и всякий другой вид самостоятельной работы, должна быть проверена, причем формы и способы проверки следует применять самые разнообразные, которые побуждали бы учеников к активной деятельности.
Домашние работы могут иметь разнообразное содержание. Обычно в домашнее задание включают решение задач и примеров. Когда на уроке были выведены правила или другие математические предложения, тогда в очередном домашнем задании содержится заучивание и применение их.
В домашних работах важное место занимает составление учениками различных задач и примеров, простейших смет и расчетов с использованием числового материала, собираемого самими детьми.
Для выполнения дома могут предлагаться задания практического характера: измерение различных расстояний, вычисление площадей и объемов, определение времени по часам, составление простейшего плана и т. д.
Следует стремиться к тому, чтобы содержание и форма домашнего задания не были бы точной копией упражнений, выполненных на уроке, так как однообразие, утомляя детей, убивает у них интерес к работе. В каждое задание должен вноситься элемент новизны.
Большую пользу приносят индивидуальные задания, которые могут даваться как взамен основного, так и дополнительно. Необходимость в таких заданиях вызывается разными причинами: в одном случае образовалось отставание в знаниях и навыках у одного или нескольких учащихся; тогда специальные задания должны помочь им подтянуться; в другом случае индивидуальное задание предлагается в целях предупреждения отставания.
Наконец, в каждом классе есть учащиеся, опережающие в своих знаниях и математических способностях остальную часть класса. Для таких учащихся общее домашнее задание может оказаться слишком легким и малоинтересным. Для них полезны задания повышенной трудности.