Систематическая проверка знаний, умений и навыков, проводимая на уроках, позволяет установить отдельные недочеты учебной работы и вовремя их ликвидировать. В основном эта работа имеет две формы:
- даются специальные проверочные задания всему классу или отдельным ученикам;
- постоянно ведутся наблюдения за текущей работой детей и проверяются их знания и умения путем опроса.
Кроме того, проверке знаний и навыков учащихся посвящаются специальные уроки или их значительная часть. Такие уроки — уроки письменных контрольных работ — завершают изучение темы или раздела программы и имеют примерно одинаковую структуру:
- сообщение цели урока. Ознакомление с содержанием контрольной работы. Краткая инструкция о порядке ее выполнения;
- самостоятельное выполнение учениками контрольной работы;
- сбор работ.
За 3 — 5 минут до окончания урока учитель предупреждает учащихся о необходимости окончания работы, чтобы они могли в спокойной обстановке завершить все записи и проверку всей работы. В точно установленный срок все ученики должны работы сдать. Принимая тетради, учитель не делает никаких замечаний по существу выполненной работы.
На следующий день, после проверки ученических работ, учитель проводит анализ результатов контрольной работы. Он кратко рассказывает об этих результатах, выделяет лучшие работы, отмечает те работы, в которых допущено наибольшее количество ошибок. Называет ошибки, устанавливает и характеризует причины их. Затем при активном участии всех учеников ведется работа над исправлением ошибок, причем большое внимание уделяется детям, допустившим наиболее грубые ошибки.
Для полного устранения причин, породивших некоторые ошибки, может потребоваться длительная последующая работа. Зная, кто какую допустил ошибку, учитель на протяжении некоторого времени предлагает этим ученикам индивидуальные различные по форме и объему упражнения. Кроме того, в целях предупреждения ошибок надо развивать у учащихся стремление к самоконтролю.
Заканчивая рассмотрение структуры различных видов уроков, необходимо еще раз подчеркнуть, что элементы учебно-воспитательного процесса выступают на уроках математики в самых разнообразных сочетаниях, определяемых задачами и содержанием урока.