Особенность уроков этого вида заключается в том, что ученикам приходится работать не только с учебником и тетрадью, но и с измерительными, чертежными и другими инструментами и приспособлениями. На этих уроках дети не только читают, вычисляют, пишут, но и производят измерения, вычерчивание, взвешивание, конструирование. Эти уроки способствуют выработке практических навыков, готовят детей к производительному труду, связывают обучение с жизнью.
Для таких уроков должно быть заранее подготовлено все необходимое оборудование. В подготовке оборудования посильное и деятельное участие должны принимать ученики, так как это ведет к лучшему пониманию предстоящей работы и заинтересованности ее выполнением.
На этих уроках учитель должен особо разъяснять цель и порядок выполнения предстоящих работ. Необходимо своевременно ознакомить учащихся с правилами использования приборов и инструментов, показав применение их на практике. Во время выполнения учениками заданий учитель инструктирует их, предупреждает возможные ошибки в обращении с инструментами, приучает бережно относиться к оборудованию.
Практические работы особенно часто проводятся при изучении раздела «Меры и упражнения в измерении».
Практические уроки могут содержать следующие части: показ приборов и инструментов, которыми пользуются при измерения (их устройство); сообщение правил пользования ими; демонстрация способов измерения (отрезков, веса, времени и др.); воспроизведение этих способов и приемов измерения отдельными учащимися; самостоятельная работа учащихся лабораторного характера; проверка и самопроверка этой работы; выводы.