Работа над новым материалом.
В порядке подготовки к рассмотрению нового материала включить упражнения вида:
1) Найти результат второго примера, пользуясь первым:
2 • 4 = 8 5 • 3 = 15 8 • 2 = 16
2 • 5 = 5 • 4 = 8 • 3 =
2) Используя квадрат с уголком или другие пособия, прибавлять по 2 до 10, то есть 2 + 2 = 4, 4 + 2 = 6 и так далее.
При ознакомлении с таблицей умножения числа 2 (четыре первых случая) учитель записывает ее на доске, а дети читают: 2 умножить на 2; 2 умножить на 3 и т. д.
Затем учитель обращается к классу: Вычислив результаты этих примеров, мы получим таблицу умножения числа 2, которую надо запомнить. Как узнать, сколько получится, если 2 умножить на 2? 2 + 2 = 4, значит, 2 умножить на 2, получится 4. Запишу.
Как узнать сколько получится, если 2 умножить на 3? 2 + 2 + 2 = 6, значит 2 • 3 = 6. Как можно узнать, сколько получится при умножении числа 2 на 3, используя результат первого примера? 2 • 2 = 4, да еще 2, надо к 4 прибавить 2, получится 6. Узнайте, сколько получится, если 2 умножить на 4. Возьмем 2 слагаемым 4 раза, это 2 + 2 + 2 + 2 = 8, значит, 2 • 4 = 8. Можно к 6 прибавить 2, получится 8, это 2 • 3 и еще 2.
Так же рассмотреть случай 2 • 5.
На доске записать:
2 • 2 = 4 2 + 2 = 4
2 • 3 = 6 2 + 2 + 2 = 6
2 • 4 = 8 2 + 2 + 2 + 2 = 8
2 • 5 = 10 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10
Дети записывают и читают таблицу умножения.
Для первичного закрепления надо провести работу по учебнику (страница 132): Сколько кружков на верхней карточке? 2. Сколько — на второй? Тоже 2. Сколько на двух карточках? 4 Как узнали? 2 + 2 = 4, или 2 • 2 = 4.
Упражнение 1 выполнить устно под руководством учителя: Сколько получится в первом примере? 6. Как узнали? 2 • 2 = 4, 4 + 2 = 6. Сколько раз здесь берется число 2? 3 раза. Как по-другому найти результат? 2 • 3 = 6.
Работа над пройденным материалом.
1. Устные упражнения. Можно включить примеры на сложение и вычитание вида 36 ± 9, провести игру «Молчанка», частично использовать примеры из упражнения 5.
Затем решить задачу: В саду 15 яблонь. 12 яблонь расцвело. Сколько яблонь не расцвело?, а также задачу из упражнения 2, в которой после решения полезно изменить вопрос так, чтобы задача была в два действия, и предложить детям решить новую задачу самостоятельно.
2. Решение примеров. Упражнение 3 (1-й и 2-й примеры) решить с подробным комментированием, а упражнения 3 и 4 — самостоятельно.
Для самостоятельной работы предложить упражнения 3 (3-й и 4-й примеры), 4 и 5.