Предметом законной гордости советского народа являются успехи, достигнутые нашей страной в области народного образования после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
За годы существования советской власти культурный уровень народа возрос во много раз. Это достигнуто прежде всего в результате расширения сети школ и осуществления с 1930 г. закона о всеобщем обязательном начальном обучении в сельской местности и семилетием в городах и рабочих посёлках. Большую роль сыграла также работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, организованная при широком участии общественности на основе подписанного В. И. Лениным декрета Совета Народных Комиссаров от 26 декабря 1919 г.
Основным средством повышения культурного уровня народа является общеобразовательная школа — начальная, семилетняя и средняя. Критикуя политику царского правительства в области просвещения, Ленин с возмущением писал, что «четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России», что правительство не заботится об устройстве школ, об увеличении ассигнований на просвещение в соответствии с действительными потребностями и запросами народа.
Советское правительство, несмотря на тяжёлое хозяйственное состояние страны, тотчас же после Великой Октябрьской социалистической революции приступило к осуществлению обширных мероприятий по развитию школьного образования, опираясь на активность самих трудящихся, перед которыми открылся путь к знанию и просвещению. В обращении народного комиссара просвещения от 29 октября (ст. стиля) 1917 г. говорилось: «Всякая истинно-демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения… Повсюду в России, среди городских рабочих в особенности, но также и среди крестьян, поднялась могучая волна культурно-просветительного движения…; идти им навстречу, всемерно поддерживать их, расчищать путь перед ними — первейшая задача революционного и народного правительства в области народного просвещения».
В первые годы усилия Советского правительства были направлены на восстановление школьной сети, сильно пострадавшей во время империалистической и гражданской войн. Но уже в 1924 г. число учащихся в начальных школах превысило довоенный уровень и невиданно быстрыми темпами росло в последующие годы. К пятнадцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране в основном уже было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение.
Необходимо отметить особенно большой рост учебных заведений, дающих среднее и высшее образование, которое в царской России было недоступным для широких масс трудящихся.
Выступая на XV3 съезде ВКП(б), И. В. Сталин говорил: «С точки зрения культурного развития народа отчётный период был поистине периодом культурной революции. Внедрение в жизнь всеобщеобязательного первоначального образования на языках национальностей СССР, рост числа школ и учащихся всех ступеней, рост числа выпускаемых высшими школами специалистов, создание и укрепление новой, советской интеллигенции, — такова общая картина культурного подъёма народа».
Великие завоевания советского народа в области просвещения, право граждан СССР на образование законодательно закреплены в Сталинской Конституции и реально обеспечиваются всеобщим обязательным начальным образованием, бесплатностью семилетнего образования, системой государственных стипендий отличившимся учащимся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.
Такие реальные гарантии права на образование не обеспечиваются и не могут быть обеспечены даже в самых развитых капиталистических странах. Например, в США право на образование формально провозглашено, но фактически им пользуются буржуазия и другие наиболее состоятельные слои населения. Что же касается трудящихся, то это право для них, особенно в отношении среднего и высшего образования, является пустым звуком, ибо обучение в средней и высшей школе связано с такими материальными затратами, которые недоступны подавляющему большинству трудящихся. Многие из трудящихся не могут дать образование своим детям даже в начальной школе. Об этом свидетельствует заявление министра юстиции США Кларка. «В настоящее время, — говорил он на Национальной конференции по вопросам гражданства 9 мая 1947 г., — в Соединённых Штатах насчитывается несколько миллионов детей, которые не учатся в школе, более двух миллионов детей посещают совершенно неудовлетворительные школы; три миллиона взрослых никогда не учились в школе и десять миллионов получили такое недостаточное образование, что они фактически являются неграмотными».
Это и понятно. В капиталистических государствах правящие круги мало заботятся о просвещении народа или стремятся ограничить его начальным образованием, без которого нельзя иметь грамотных рабочих и послушных солдат, способных овладеть современной техникой. Что же касается средней и высшей школы, то она, как правило, является привилегией буржуазии. В этих школах готовится интеллигенция, способная верой и правдой служить эксплоататорским классам.
Особая политическая природа социалистического государства, где нет антагонистических классов, нет эксплоатации человека человеком, определяет и подлинно демократический характер народного образования в нашей стране. Советская школа является общедоступной и народной в полном смысле этого слова. Такая школа могла возникнуть только в результате победы социалистической революции.
В тяжёлые годы войны значительное количество учащихся вынуждено было прекратить обучение и пойти на фабрики и заводы, в колхозы и совхозы, чтобы своим трудом крепить оборонную мощь социалистической родины. Товарищ Сталин высоко оценил этот патриотический подвиг советской молодёжи: «Навсегда войдут в историю беспримерные трудовые подвиги советских женщин и нашей славной молодёжи, вынесших на своих плечах основную тяжесть труда на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах. Во имя чести и независимости Родины советские женщины, юноши и девушки проявляют доблесть и геройство на фронте труда. Они оказались достойными своих отцов и сыновей, мужей и братьев, защищающих Родину от немецко-фашистских извергов».
Чтобы дать возможность молодёжи, прервавшей обучение в школе в связи с обстоятельствами военного времени, продолжать образование, в 1943 г. Советским правительством были созданы семилетние и средние школы рабочей молодёжи, а в следующем, 1944 г. — начальные и семилетние школы сельской молодёжи. Молодёжь, оканчивающая эти школы без отрыва от производства, успешно продолжает своё образование в техникумах и в высших учебных заведениях.
Создание школ рабочей и сельской молодёжи свидетельствует о неустанной заботе партии и правительства о просвещении, заботе, не прекращавшейся даже в тягчайшие годы войны, когда все силы народа были направлены на защиту чести и независимости социалистической родины.
В настоящее время благодаря заботам партии и правительства о народном образовании советская общеобразовательная школа вступает в новый этап своего развития. В соответствии с постановлением правительства в 1949 году все дети, окончившие четвёртые классы школы, приняты в пятые классы семилетних и средних школ. Это мероприятие означает повсеместный переход к осуществлению всеобщего семилетнего обучения.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова