Повторение пройденного должно проходить на каждом уроке. Задача повторения заключается не только в закреплении знаний и навыков, но и в пополнении, углублении и систематизации их.
Нужно различать уроки повторения в начале учебного года и текущее повторение, уроки обобщающего повторения и уроки заключительного повторения.
За время летних каникул дети многое забывают из того, что потребуется при обучении в новом учебном году. Все разделы курса, изученные в прошлом году, повторить в короткий срок невозможно. Поэтому в течение примерно первых двух недель во всех классах, за исключением первого, ведется повторение того учебного материала, знание которого требуется ученикам для успешного изучения первых тем в новом учебном году. Повторение материала прошлого учебного года на этом не кончается, оно продолжается и при изучении новых тем.
Уроки обобщающего и заключительного повторения имеют весьма сходные цели — восстановление, закрепление и систематизацию накопленных учениками знаний. Во втором случае имеется в виду учебный материал, относящийся к различным темам, изученным в течение всего года. В структуру уроков обобщающего и заключительного повторения входят вопросо-ответные беседы, целью которых является обобщение и приведение знаний в систему, а также различные упражнения, подчиненные как этим целям, так и цели закрепления навыков учащихся.
Рассмотрим пример урока обобщающего повторения в IV классе на тему «Умножение многозначных чисел»,План урока
- Проверка домашнего задания.
- Ознакомление учеников с планом повторения, записанным на доске:
а) Какое действие называется умножением; название чисел при умножении.
б) Задачи в одно действие, решаемые посредством умножения.
в) Решение примеров на умножение многозначных чисел.
г) Свойства умножения.
д) Нахождение неизвестного сомножителя.
е) Проверка правильности выполнения умножения. - Повторение по намеченному плану.
Ход урока
а) Предлагается каждому ученику написать и вычислить сумму 4 одинаковых слагаемых. Как короче записать и вычислить решение этого примера? Какое действие называется умножением? Как называются числа при умножении? Придумать и записать пример на умножение трехзначного числа на двузначное. А сколько было бы слагаемых, если этот пример записать в виде сложения? Что же выгоднее выполнить в этом случае: сложение или умножение?
Придумайте четырехзначное число и умножьте его на нуль. Выясняется, что у всех были разные множимые, а результат у всех получился одинаковым. Делается обобщение: при умножении любого числа на 0 получается 0.
Так же умножают все ученики какое-либо число на 1 и приходят к заключению, что при умножении любого числа на 1 получается множимое.
Таким образом понятие об, умножении уточняется, определение— дополняется.
б) Каждому ученику предлагается придумать задачу в одно действие, которая решается посредством умножения. На основе этих задач делается обобщение: умножением решаются задачи двух видов—когда данное число надо повторить слагаемым несколько раз; когда данное число надо увеличить в несколько раз.
в) Предлагается ученикам самостоятельно решить примеры 546- 127; 8304 – 508; 960 – 240. Полученные результаты рассматривают, повторяют правила умножения многозначных чисел. Выясняют, что каждый разряд первого сомножителя умножается на каждый разряд второго сомножителя, получаются неполные произведения. Например, в решении первого примера эти произведения таковы: 3822; 1092 дес. и 546 сот.
г) Учащиеся устно решают примеры: 25 x 73 x 4; 5 x 857 x 20; 125 x 367 x 8. При проверке правильности решения этих примеров ученики говорят, какое свойство они используют при решении этих примеров. Где еще применяется переместительное свойство умножения? (При проверке правильности выполнения умножения, когда выгодно поменять местами сомножители.) Приводятся примеры. На этих примерах повторяют и сочетательное свойство умножения.
д) Ученики самостоятельно решают примеры с проверкой:
X x 38 = 7866; 708 x X = 34692.
Делается обобщение: каждый неизвестный сомножитель находится делением произведения на другой сомножитель.
е) Ученикам предлагается выполнить умножение 258 X 304 и проверить правильность его решения. Заметив ошибку у одного из учеников в решении и проверке этого примера, запись с ошибкой воспроизводится на доске:
Вопрос: «Почему при делении произведения на первый сомножитель не получился второй сомножитель?» Делается заключение: если не получается при выполнении проверки ожидаемый результат, то это сигнал об ошибке в проверяемом действии, а может быть, и в самой проверке допущена ошибка.
Надо это действие проверить еще иначе.
ж) В заключение решают задачу: На одном гектаре в среднем 1600 деревьев. Сколько деревьев на 360 га?
з) Домашнее задание.
и) В конце урока, после просмотра всех вычислений, выполненных на уроке, повторяются правила, свойства и случаи применения умножения.
В приведенном уроке строго выдержана система, тесное взаимодействие отдельных частей. Работа учеников завершилась обобщениями, сделанными в значительной мере самостоятельно. На этом уроке дети учились рассуждать, строить правильные умозаключения, словом, учились мыслить.
Повторяя ранее изученное, ученики продвигались вперед, обобщали и систематизировали свои знания.