Занятия технического кружка по этой теме связаны с изучением свойств воздуха. Дети на уроках получают некоторые представления о материальности воздуха, поэтому им нетрудно объяснить, почему брошенный вниз распластанный лист бумаги падает не вертикально, а по кривой зигзагообразно, или почему подброшенный вверх бумажный «голубь» не надает вниз, а летит по наклонной. После беседы и ряда таких простых опытов с учителем дети переходят к изготовлению простейших летающих моделей.
Прежде всего дети упражняются в изготовлении летающей модели планёра . Модель вырезается из куска плотной бумаги. Процесс
изготовления её показан на рисунке (см. стр. 801). Изменяя направление крыльев или стабилизатора дети добиваются, чтобы изготовленные ими модели летали. Целесообразно организовать соревнование на дальность полёта моделей и отметить лучшую из них.
Кроме изготовления летающих моделей планёра, дети изготовляют в кружке не менее увлекательную игрушку — летающий винт, пр опел- лер . Для изготовления такого винта берётся деревянный брусок размером 14 х 1,5 х 1,5 см.
В центре бруска для оси винта просверливается сквозное отверстие. На подготовленной заготовке вырезают форму лопастей винта. Для этого обрабатывают брусок, как показано на рисунке (стр. 802). Вырезая винт, надо следить, чтобы обе лопасти имели одинаковую форму, толщину и вес. Вес лопастей можно проверить, надев винт на ось и приведя его в вращение. Если одна из лопастей тяжелее, она всегда будет оказываться внизу. С тяжёлой лопасти надо срезать лишний вес. Поверхность винта зачищают шкуркой. Винт надевается на деревянную спицу. Если спицу привести во вращательное движение, то винт взлетит на несколько метров вверх.
Винт можно сделать из жести. Для этого надо вырезать полоску по выкройке, как показано на рисунке (стр. 802), и пробить в ней две дырочки. Лопасти винта надо слегка отогнуть, чтобы при вращении они захватывали воздух и отбрасывали его. Затем из катушки и деревянного стерженька изготовляется пусковое приспособление. Если винт с изогнутыми лопастями поставить на катушку, на которой намотана нитка, и сильно потянуть за нитку, то винт взлетит.
Если изогнуть лопасти сильнее, винт будет взлетать выше. Но легко заметить, что чем круче наклон лопастей, тем сильнее надо тянуть за нитку. Если одной лопасти придать больший наклон, а другой меньший, то винт в полёте окажется неустойчивым и будет кувыркаться.
Пуская в полёт винты, изготовленные из жести, надо соблюдать предосторожность, чтобы не поранить кого-либо и не разбить стекло. Тот, кто пускает винт, должен отойти в сторону, чтобы вблизи него никого не было. Надо следить также за тем, чтобы при запуске винта рукоятка была в отвесном положении.
дачи школа должна связаться с центральными организациями, направляющими деятельность юных авиамоделистов. Одной из таких организаций является Центральная станция юных техников им, Н. М. Шверника 1.
1 Москва, Центральная станция юных техников имени Н. М. Шверника. Ул. Серова, 8.
В беседах об авиации и воздухоплавании надо рассказать детям о том, что Россия является родиной воздухоплавания. Еще в 1731 году рязанский подьячий Крякутной соорудил первый в мире воздушный шар и «поднялся на нём выше берёзы». Великий русский учёный М. В. Ломоносов разработал конструкцию геликоптера. Первый в мире самолёт был построен русским учёным и изобретателем А. Ф. Можайским и в 1882 году испытан в полёте. А. Ф.Можайский на 21 год опередил опыты американцев.
Надо рассказать детям и о Н. Е. Жуковском, доказавшем ещё в 1892 г., что можно построить аппарат, на котором человек сможет парить в воздухе, о К. Э. Циолковском, разработавшем теорию реактивного самолёта и дирижабля, о знаменитых советских конструкторах и лётчиках, которые добились огромных успехов в авиации.
С огромным интересом юные авиамоделисты читают и слушают рассказы о жизни великого лётчика нашей эпохи В. П. Чкалова и о знаменитых лётчиках — Героях Советского Союза, прославившихся в Великой Отечественной войне.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова