Работа над новым материалом.
Работа над новым материалом строится по аналогии с тем, как это делалось на предыдущем уроке. Устно выполняют упражнения вида: Представить в виде суммы десятков и единиц числа 46, 73, 82, 17; вычислить удобным способом, заменяя два соседних слагаемых их суммой: 6 + 3 + 7, 8 + 9 + 1, 20 + 6 + 2, 3 + 40 + 20; на доске решить с комментированием примеры вида 47 + 2 2 + 47 53 + 4 4 + 53.
При объяснении каждый раз повторяют правило: Единицы складывают с единицами.
Новые случаи сложения и вычитания рассматривают с использованием демонстрационного абака, пучков палочек и отдельных палочек. По ходу демонстрации на доске учитель выполняет запись решения, которую следует сопровождать такими объяснениями:
20 — это 2 десятка, а 32 — это 3 десятка и 2 единицы. разложу 32 на 30 и 2. Получу пример 20 + 30 + 2, сначала сложу десятки, сумма 20 + 30 заключается в скобки, — заменю соседние слагаемые их суммой (20 + 30 = 50), 50 и 2 — это 52. Запишу ответ.
Это объяснение может быть проведено со значительной долей участия детей. Хорошо, если учитель будет выполнять на доске соответствующие записи под диктовку. Затем по тому же примеру, записанному на доске, объяснение повторяет кто-либо из учеников.
По иллюстрации на странице 69 учебника и развернутым записям дети сами объясняют решение примера 50 + 23, а затем из упражнения 1. Примеры лучше заранее записать на доске в том виде, в каком они даны в учебнике, чтобы отвечающим оставалось записать только ответ. Делается вывод: Десятки складывают с десятками. Полезно объединить этот вывод с тем, который был сформулирован на предыдущем уроке: Единицы складывают с единицами, а десятки — с десятками.
Работа над пройденным материалом.
1. Для закрепления навыков табличного сложения проводится игра «Угадай пример». Дети должны угадать, какой пример на сложение двух чисел записан на карточке, если сумма этих чисел равна 13, 14 и т. п. Можно также провести работу с пособием с подвижными лентами.
На доске вывешивается картонка с тремя «окошками», в которые вставлены полоски бумаги с цифрами и знаками, как на рисунке ниже.
Передвигая ленты, учитель быстро заменяет пример, и дети устно решают его.
2. Сравнение величин (упражнение 5) дети выполняют устно под руководством учителя. Один-два раза можно обратиться к иллюстрации с помощью сантиметровой ленты.
3. После устного решения задач из упражнения 3 дети под руководством учителя из этих задач составляют одну и записывают ее решение в виде примера со скобками.
Для самостоятельной работы можно предложить составить и решить примеры с заданным ответом. Упражнение 2 можно выполнить по вариантам (I вариант — I и II столбики, II вариант — III и IV). При проверке должно обязательно прозвучать сформулированное на этом уроке правило и формулировка переместительного свойства сложения.