1. Отработка знания таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Решение примеров вида 6 — 4 + 9, 18 — 9 — 6 и т.п. Игра «Занимательные рамки» (рассмотреть одну из рамок со страницы 93 учебника): расставить пропущенные числа так, чтобы вдоль каждой стороны многоугольника сумма чисел была равна заданному числу. Если выбрана вторая рамка, то задача состоит в том, чтобы найти сумму чисел, записанных вдоль одной из сторон (3 + 4 + 1 = 8), записать значение этой суммы (8) в центре рамки, а затем заполнять остальные пропуски. Решение цепочек примеров вида 7 + 5 — 6 + 8 — 9 — 4 + 9.
2. Закрепление умения выполнять вычисления в пределах 100 провести при работе над упражнением 4. Первое задание сделать устно. Для выполнения второго числа записать на доске. В ходе фронтальной работы дети должны назвать числа, дополняющие данные до 80, и подписать их под соответствующими числами на доске. При ответе вызванные ученики дают краткие пояснения к выполняемым вычислениям.
На этом уроке важно закрепить изученные приемы вычислений во взаимосвязи друг с другом. С использованием предметного абака под руководством учителя разобрать с объяснением примеры 24 + 3, 24 + 30, 27 — 3, 54 — 30.
После этого выполнить упражнение 1 по учебнику. Случаям 36 + 2, 38 — 2 соответствует правый рисунок, случаям 36 + 20, 56 — 20 — левый рисунок.
При объяснении решения каждого примера должны быть повторены правила: Единицы прибавляют к единицам, десятки — к десяткам, Единицы вычитают из единиц, десятки — из десятков.
3. Закрепление знания взаимосвязи между сложением и вычитанием на новой области чисел является специальной целью данного и следующего уроков, так как готовит детей к рассмотрению приема проверки сложения вычитанием и вычитания сложением.
Дети составляют примеры по данному образцу (упражнение 3). Важно подробно рассмотреть предложенный образец. Дети читают примеры так: «Первое слагаемое 7, второе слагаемое 5, сумма 12. Из суммы 12 вычли второе слагаемое, получили первое слагаемое». Тот же образец может быть прочитан иначе — снизу вверх: «12 — уменьшаемое, 5 — вычитаемое, 7 — разность». Переходя к верхнему примеру, дети говорят так: «К разности прибавили вычитаемое, получили уменьшаемое». Аналогично проговаривают и другие примеры.
4. Для закрепления умения использовать прием перестановки слагаемых при вычислениях выполнить упражнение 2. Третий столбик решить под руководством учителя с записью в тетради.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 2 (I, II, IV столбики), 5 и 6.
Урок 35 строится по аналогии с предыдущим уроком. На данном уроке следует также обратить внимание на закрепление изученных приемов вычислений (упражнения 1, 2), умение решать задачи (упражнения 3, 4), знание взаимосвязи между сложением и вычитанием (упражнение 5).
Для самостоятельной работы можно рекомендовать упражнения 3 и 2 (первая и вторая строки). Примеры третьей строки решить под руководством учителя.