Работа над новым материалом строится на аналогии с уроком 36, на котором дети знакомились с проверкой сложения.
Работа над пройденным материалом.
1. Закрепление навыков вычислений.
Игра «Составление поезда из примеров». Учитель выставляет вразброс карточки с записанными на них примерами: 76 + 4 58 — 8 80 — 35 85 — 9 45 + 13 6 + 70 50 + 35 79 — 70
Дети должны составить поезд из вагончиков (карточек с примерами) так, чтобы пример на следующем вагончике начинался с числа, совпадающего с ответом примера на предыдущем вагончике. Игру можно провести цепочкой.
Игра «Найди ошибку». Учитель заранее заготавливает на доске запись 6 примеров на изученные приемы сложения вида:
80 + 17 = 97 65+12=77
18 + 9 = 27 45 + 5= 50
73 + 7 = 80 7 + 51 = 58
После выполнения задания ставится вопрос: Как проверяли? Если при этом окажется, что дети пересчитывали примеры, можно спросить, какой еще способ проверки они знают.
2. Решение задач. Упражнение 2 выполнить под руководством учителя. Решение записать в одну строку. Запись: 30 — 5 — 3. Как можно решить задачу по-другому? Сначала сняли 5 книг, а потом еще 3. Что можно узнать? Из 30 вычтем все книги, которые сняли. Как это записать? Дети должны объяснить, что из 30 нужно вычесть сумму чисел 5 и 3, поэтому нужно поставить скобки. Полезно записать на доске оба способа решения один под другим. Учитель предлагает детям сравнить два способа решения, объясняя, что узнавали в каждом случае первым действием и что — вторым. Затем дети оформляют решение задачи в тетради.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 3 (4 последние колонки с устной проверкой), 1 (третий и четвертый примеры).