Работа с наглядными пособиями в начальных классах

rabota s naglyadnymi posobiyami v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Учителю часто приходится пользоваться в беседах с детьми книжными иллюстрациями, моделями и рисунками на классной доске.

При ознакомлении детей с географическими понятиями в классных условиях прежде всего необходимо использовать р исунки в книге . Так, рассматривая с детьми картину равнины, учитель создаёт в воображении детей конкретное представление об этой форме земной поверхности. По рисункам после беседы с учителем дети подготовляют рассказ. Рисунки с несложной композицией переносятся детьми в тетради, раскрашиваются и снабжаются соответствующими подписями.

На уроках, посвящённых изучению форм земной поверхности, следует широко применять м од ел ир ов ан ие . Картины, как наглядное пособие, в данном случае не всегда пригодны. Детям трудно на основе одного лишь плоскостного изображения представить себе все особенности незнакомого им рельефа, например, горной страны.

Наиболее удобным материалом для моделирования является обыкновенный песок. Его следует предварительно просеять через сито для того, чтобы удалить зёрна гравия, и хорошенько промыть, чтобы извлечь всю глину. Умеренно увлажнённый водой песок приносится в класс на деревянном подносе .

Путём лепки из влажного песка воспроизводятся в классе сначала те формы, которые наблюдались на экскурсии. В таком случае лепка служит средством закрепления знаний.

Так, например, учитель даёт детям следующие задания: 1. Сделать из песка холм. Показать на нём, где подошва и где вершина, с какой стороны наиболее пологий склон и с какой наиболее крутой. 2. Вылепить равнину и показать, в каком направлении она образовала склон или покатость. 3. Изобразить равнину более низкую и рядом — более высокую. Объяснить, где получился при этом обрыв. 4. Показать, как, начиная от этого обрыва, стал расти овраг и как у оврага образовались ответвления.

Иногда целесообразно использовать готовую модель рельефа при проведении беседы перед чтением. Так, например, учитель может приготовить рельеф горной страны, изобразив при помощи двух то понижающихся, то повышающихся песчаных грядок два горных хребта. Показывая детям эту модель, учитель разъясняет, что такое горные хребты, обращает внимание детей на извилистый верх хребта — так называемый гребень; объясняет, что повышения на гребне — это горные вершины, понижения — перевалы, а продольное углубление, расположенное между двумя хребтами, — долина; вдоль долин, получив воду с ближайших склонов, текут реки; в долинах обычно располагаются селения жителей горной страны.

Касаясь вопроса о расположении селений, дорог и сельскохозяйственных угодий в зависимости от рельефа местности, учитель устанавливает на песчаной модели различные «декорации», заготовленные детьми.

Раскрашенные деревянные брусочки — это дома; чёрная ленточка или полоска бумаги — это асфальтированное шоссе; спички, воткнутые в песок возле ленточек, — это телеграфные столбы; зелёная тряпочка, наброшенная поверх песка, — это луг; рядом жёлтая тряпочка — это сжатое поле; несколько далее возвышаются кустики мха — это дремучий лес и т. д.

Моделирование можно успешно применить и при изучении подземных и поверхностных вод.

На песке возле заднего бортика подноса обозначается то место, где берёт начало река, а возле переднего бортика то место, где река выходит из поля зрения. Путь реки и её притоков обозначаются синей тесёмочкой. Это занятие поможет детям наилучшим образом усвоить связь между направлением рек и рельефом местности и в то же время овладеть терминами: главная река, приток, исток, устье, правый и левый берег.

В дальнейшем на дно подноса, под песок, укладывается синяя бумага и кусок оконного стекла. Разгребая песок в том или ином месте до самого дна, можно использовать заготовленный синий фон для изображения озера или части моря, а на определившейся при этом береговой линии объяснить такие понятия, как полуостров, остров, пролив, перешеек.

В хорошую погоду моделирование следует проводить во дворе школы, где должна находиться большая куча песка. Для организации индивидуальных работ можно установить на пришкольном участке узкие дощатые столы, перегороженные через один метр поперечными рейками. Тогда класс разбивается на небольшие звенья (по 2 — 3 ученика), и каждое звено получает особое место.

Зимой для моделирования следует использовать снег. Для того чтобы придать прочность вылепленному рельефу, поверхность снега смачивают водой. Образовавшаяся ледяная корка будет охранять модель от выдувания ветром.

Одним из наиболее эффективных приёмов наглядного обучения являются черт ежи , набрасываемые учителем на классной доске.

Такого рода изображения имеют ряд преимуществ перед готовыми картинами.

Будучи задуманы и выполнены самим учителем, они обычно с предельной полнотой отвечают задачам того урока, для иллюстрирования которого они предназначены.

Благодаря своей простоте, отсутствию каких-либо излишних деталей, они легко «читаются» и запоминаются учащимися.

Поскольку эти чертежи возникают на классной доске постепенно, по ходу даваемого учителем объяснения, внимание к ним со стороны учащихся поддерживается всё время в должном напряжении.

Приведём пример рассказа учителя, сопровождаемого попутной зарисовкой.

Рисунки на классной доске, поясняющие происхождение источника.

 

…На слегка покатой равнине стоит одинокое дерево. Неподалёку от дерева находится глубокий овраг. Под слоем плодородной почвы лежит песок. Ещё глубже — глина… Однажды подул ветер, Ветер пригнал тёмную тучу. Из тучи полил сильный дождь.

Упавшие на землю капли дождя легко просочились через почву, затем через песок. Но глина задержала дождевые капли. Поэтому вода скопилась под землёй.

Тоненькими струйками, притом очень медленно, эта вода стала пробираться вдоль слоя глины. Наконец, вода вышла наружу в овраге.

То место, где подземная вода выходит наружу, называется родником (от слова — родиться) или источником (от слова — истекать)…

После того как объяснение закончено и чертёж на классной доске принял свой окончательный вид, учитель предлагает детям зарисовать его в тетради.

Дома, приготовляя уроки, дети раскрасят свои рисунки цветными карандашами. Во время последующего учёта знаний учащиеся могут воспроизвести рисунки на классной доске.

Если учитель систематически применяет рисование на своих уроках, то тетрадь учащегося понемногу заполнится материалом, дающим весьма компактную и выразительную запись пройденных тем. Такая запись, не повторяя книги, но дополняя её, может в дальнейшем оказать детям большую помощь при повторении пройденного.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment