Тема: „Борьба со шведами и немецкими рыцарями“ в начальных классах

Цель урока . Показать, что, несмотря на разорение Руси татарами, всё же русский народ сумел отстоять свою землю, разгромив шведов и немецких захватчиков.

Ход ур ока . После опроса детей по заданному на дом учитель проводит беседу с целью установления связи ранее пройденного с новым материалом. Беседа ведётся по вопросам: Какие земли возвысились после раздробления Киевской Руси? (Показать на карте Ростово-Суздальскую и Новгородскую земли.) Что нам известно о Новгородской земле? Почему хан Батый не напал на Новгород? Какой народ жил на западном берегу Балтийского моря? (Показать на карте.)

Затем учитель сообщает тему урока и переходит к рассказу, который ведёт в следующем плане:

В то время, когда татары жгли русские города, заливали кровью русскую землю, коварные враги русского народа воспользовались этим и с другой стороны напали на нашу землю. Весной 1240 г. огромные полчища шведов высадились в устье реки Невы (учитель показывает по карте). Они хотели захватить богатый Новгород. Во главе шведских войск стоял полководец Биргер. Князем новгородским был тогда Александр Ярославович, которому шёл двадцать второй год. Биргер рассуждал: «Молод и неопытен князь Александр, добыча верная, никуда не уйдёт она от меня». Но забыл враг о том, что Александр — верный сын своего народа, забыл враг о том, что русские люди будут защищать родную землю так, как умеет оборонять её только русский народ.

Биргер прислал сказать Александру: «Если можешь, то защищайся. Я уже пришёл и покорю твою землю». Неожиданным был для русских приход Биргера, но ещё неожиданнее был ответ юного князя Александра.

Разгорелось сердце Александра. Кликнул он клич новгородцам: «Постоим за землю русскую. Разгромим врага». Наскоро собрал Александр войско своё и двинулся вниз по Неве, где стоял враг. «Нас мало, но наше дело правое, и мы победим». Как орёл из-за туч, налетел Александр Ярославович на врага. Стремительно ударила дружина Александра по вражеским войскам. Били и теснили врага. Один дружинник пробился через толщу шведов и по сходням въехал на коне на шведский корабль. Шведы столкнули его в воду. Он выбрался, бросился на шведов, вступил в бой с начальником и убил его. Другой дружинник с топором в руках рубился среди толпы врагов и убил многих. Один смелый воин пробрался в середину лагеря и подрубил златоверхий шатёр Биргера. Это вызвало смятение в рядах шведов и ещё больше воодушевило русских. Но храбрее храбрых, отважнее отважных был сам Александр: мужеством своим он увлекал на подвиги своих соратников. Он увидел Биргера и поскакал к нему навстречу. Оба полководца сошлись в бою. На Биргере были тяжёлые латы, голову покрывал шлем. Ловким ударом меча Александр ранил противника в лицо. Брызнула кровь. Биргер упал с коня. Шведы не выдержали и побежали. Много кораблей было порублено и сожжено. Много шведов было побито, много захвачено в плен. Злой враг был отогнан от границ. За эту победу Александру было присвоено звание Невского.

После рассказа дети по заданию учителя воспроизводят его содержание по вопросам: Почему Александра Невского называют отважным и находчивым? В чём проявились его находчивость и отвага? Почему дело русских в этой войне было правым? Какие примеры показывают беззаветную отвагу русских воинов? Покажите по карте движение войск русских и шведов

Затем учитель предлагает детям прочитать о битве со шведами по учебнику (статья «Борьба новгородцев со шведами до слов: «В 1242 году…»). Учитель разбирает с детьми текст статьи и после этого продолжает свой рассказ:

— Пользуясь тем, что татары разоряли Русь, а шведы напали на Новгород, немцы- рыцари напали на русскую землю. Они захватывали наши города и разоряли их.

О том, когда и зачем появились немцы на нашей земле, учитель предлагает одному из учащихся прочитать по учебнику. При этом учитель объясняет, как строили свои замки крестоносцы-рыцари и для чего они им были нужны. (Замок обнесён высокими стенами, с башнями, с бойницами, окружён глубоким рвом. В замок ведёт подъёмный моет. При приближении врага мост поднимается и закрывает ворота. Перед въездом — виселица. В глубоких подземельях замка томились заключённые. Сюда рыцари пригоняли пленных.)

Далее учитель рассказывает, как немецкое войско напало на Новгородскую землю. «Мы князя Александра руками возьмём», — говорили «псы-рыцари». Князь Александр спешно собирает войско. Он призывает всех русских объединиться и постоять за родную землю. Со всей русской земли сходились люди под знамёна Александра. Русские поднялись защищать свою родную землю. Собрав войска, Александр двинулся навстречу врагу (учитель показывает на карте). Войска сошлись у Чудского озера. Стояла ранняя весна. Озеро ещё было покрыто льдом. На рыцарях тяжёлое вооружение — даже руки и ноги покрыты железом. Они могли сражаться лишь на конях, которые тоже были защищены бронёй. Упав с коня, рыцарь с трудом мог встать. Слуги должны были поднимать его. Вооружение русских было много легче. Александр решил дать бой на льду. Он знал, что кони будут скользить на льду и падать, и это ослабит рыцарей. Наступило утро 5 апреля 1242 г. Немцы двинулись по льду на русских. Они строили свои войска тупым клином. Русские называли такой строй «свиньёй» (попутно чертится схема: построение войск русских и немцев). Они хотели разделить русские войска на две части и бить каждую часть отдельно. Александр знал это и построил свои войска «мешком». Грозным клином врезался враг в русскую рать, но попал в «мешок», подготовленный Александром. Разгорелась битва, звенели мечи, стучали тяжёлые топоры по щитам и железным латам. Трещали, ломаясь, копья. Лёд был залит кровью. Немцы сбились в кучу. Их кони скользили по льду. Многие рыцари падали. Лёд треснул. Начали тонуть закованные в железо рыцари. Немногие из них спаслись бегством. Победа была полная. Народ назвал битву на льду Чудского озера ледовым побоищем.

Эта часть рассказа учителя также воспроизводится детьми по вопросам. При этом дети показывают по карте, как и куда двигались русские и немецкие войска.

Урок заканчивается чтением по учебнику двух последних абзацев статьи «Борьба новгородцев со шведами и немцами» и выводом: «Раздроблением Руси и татарским нашествием воспользовались наши соседи-враги — шведы и хищные немецкие рыцари. Они думали, что захватить русские земли легко, но русские люди поднялись на борьбу с врагом и разгромили его. Русский народ всегда боролся за свою родину».

На дом дается задание — подготовить рассказ по учебнику и по книге для чтения по следующему плану: 1) Нападение шведов. 2) Разгром шведов. 3) Немцы-рыцари. 4) Нападение немцев на русские земли. 5) Сбор русского войска. 6) Выбор места боя. 7) Немецкий строй войск «свиньёй». 8) Окружение немцев. 9) Разгром немецких захватчиков.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment