1. При решении примеров вида 45 — 20, 70 — 42, 93 — 70 и т. д. повторить приемы вычислений и способ проверки вычитания сложением
Под руководством учителя у доски рассмотреть примеры из упражнения 5 (I столбик). При этом разобрать различные варианты и каждый раз результат сравнивать с данным ответом. Например, 36 + 4 + 8 = 48, а у нас 32. Получилось больше. Заменим один знак «+» на «—»: 36 — 4 + 8 = 40. 40 тоже больше, чем 32. Попробуем заменить другой знак «+» на «—»: 36 + 4 — 8 = 32. Получился нужный ответ.
2. Решить упражнение 1 с опорой на иллюстрацию. При разборе особенно важно довести до сознания детей, что сказано в условии о синих шарах (их столько, сколько красных и зеленых вместе).
Пусть дети покажут по рисунку, о каких шарах, говорится в условии задачи. Решение записать в тетради.
3. Для закрепления таблицы сложения и вычитания выполнить упражнение 4. Учитель должен объяснить, что все числа надо записать в одной строке, и спросить, какие числа записали (0, 1, …, 9). Дети самостоятельно увеличивают на 9 каждое число и записывают под каждым числом соответствующий ответ.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 2, 3, дети объясняют способы проверки вычислений, 6 и 5 (II столбик).
Уроки 40 и 41 посвящаются закреплению знания таблиц сложения и вычитания, умения решать задачи и умения применять изученные устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Полезно также повторить отношения между метром и дециметром, дециметром и сантиметром.
При проведении этих уроков учитель может внести те коррективы в отбор материала по сравнению с учебником, которые он сочтет нужным, с учетом подготовленности детей своего класса.