Беглость чтения в начальных классах

beglost chteniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Очень медленное чтение затрудняет понимание связей между словами и предложениями и, следовательно, затрудняет понимание читаемого в целом. Медленное чтение является необходимым этапом в обучении чтению на первой стадии обучения, когда дети ещё плохо разбирают буквы и их сочетания. Но затем быстрота чтения должна всё более и более возрастать, приближаясь постепенно к чтению взрослого. Однако, развивая у детей навыки беглого чтения, необходимо соблюдать меру. Ещё Ушинский предупреждал против развития механической беглости чтения в ущерб сознательности.

«Быстрота чтения должна развиваться сообразно с быстротой понимания», — говорил он. «…Если же дитя читает быстрее, чем может понимать, то значит оно читает бессознательно. Быстрота чтения придёт само собою вместе с развитием понимания; а в начале преподавания она ни к чему не пригодна и даже вредна».

Беглость чтения неразрывно связана с плавностью. Беглость без плавности ведёт к отрывистому чтению с ненужными паузами между словами («рубленное» чтение). Чрезмерная поспешность в развитии беглости чтения замедляет развитие плавности. Хорошим упражнением в развитии беглости чтения можно считать повторное перечитывание одного и того же текста при условии освоения детьми текста со стороны содержания и наличия у них побуждений для перечитывания. Стимулом к повторному чтению может быть какое-либо задание по тексту, намеченному для перечитывания, или желание детей очень хорошо прочитать особенно понравившиеся отрывки. Повторное чтение всегда должно иметь определённый смысл в глазах детей и быть для них оправдано.

Очень хорошим материалом для упражнения в беглости чтения являются сказки с типичными для многих из них повторами.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment