1 КЛАСС Чтение рассказа „На родину“

1 klass chtenie rasskaza na rodinu Обучение в советской школе

О борудование урока : чучела или картины, изображающие перелётных птиц — грача, жаворонка, скворца.

Ход урока . 1. Проверка домашнего задания: дети читают наизусть стихотворение «Зиме конец». Учитель, исходя из содержания стихотворения и наблюдений детей, проводит с ними беседу, в которой выявляет представления детей о признаках весны и уточняет эти представления. Главное внимание в беседе сосредоточивается на перелётных птицах. В связи с этим учитель вводит в свою речь и в речь детей некоторые слова из рассказа «На родину», объясняет их смысл.

Обращая внимание детей на содержание первой строчки стихотворения: «Зиме конец. Летит скворец и громко напевает», учитель предлагает детям вспомнить, о чём говорили на предыдущем уроке, и ответить на вопросы: Откуда прилетают скворцы? Какая птица скворец? (Перелётная.) Почему скворец перелётная птица? Какие птицы прилетели к нам с наступлением весны? Откуда они к нам прилетели? Почему они улетают от нас осенью? Какие еще птицы должны прилетать к нам?

Учитель предлагает детям показать на картине грача, скворца, жаворонка.

В заключение беседы учитель обобщает её содержание, примерно, в следующей форме: «Осенью перелётные птицы улетают от нас в тёплые страны. Там им тепло, сытно. Но, несмотря на хороший корм, птицы здесь не чувствуют себя дома. Они не вьют гнёзд, не выводят детей — птенцов и даже, обыкновенно, не поют песен.

А с января они снова собираются лететь, но уже обратно — к нам, к себе на родину — туда, где

… они увидели на воле средь полей,

впервые белый свет, где выкормлены ласками

впервые где резвилися родимых матерей.

2.    Чтение рассказа «На родину». Рассказ читается по частям. Каждая часть читается по законченным отрывкам (абзацам). После чтения каждого абзаца учитель предлагает детям ответить на вопрос: «О чём прочитали?» При «этом учитель обращает внимание детей на основные мысли в прочитанном, ставя перед детьми вопросы. Например, после чтения первой части учитель спрашивает детей: «Что будут делать перелётные птицы на родине? («Вить гнёзда, выводить птенцов». при этом дети рассматривают рисунок: птичьи домики.) Какие птицы прилетают первыми? Как названы грачи, жаворонки, скворцы?» («Первыми вестниками весны».)

Учитель дополняет ответы детей: «Грачи, жаворонки, скворцы — первые вестники весны. Они несут нам вести, что зиме пришёл конец. Пусть ещё бушуют иногда метели, пусть налетает холодный ветер, но мы знаем, что теперь уже кончилась холодная зима. Наши первые вестники рассказали нам об этом своими песнями. Мы знаем, что с каждым днём солнце будет греть всё сильнее, будут появляться всё новые и новые птицы, начнут распускаться почки на ветках деревьев, расти травка».

Затем так же читается вторая часть рассказа. Разбирая с детьми содержание второй части, учитель останавливает внимание детей на том, что птицы приносят человеку пользу и что человек, в связи с этим, заботится о птицах. Учитель спрашивает детей: «Что надо приготовить для скворцов? («Скворешники».) Посмотрите на картинку в книге и скажите, где вешают скворешники? («На дереве, на шесте».) А где мы повесим скворешники? Чем заплатят нам скворцы за квартиры? Прочитайте об этом в книге. Какую же пользу приносят человеку скворцы и другие птицы?» («Скворцы и другие птицы уничтожают вредных насекомых».)

Дети рассматривают рисунок, на котором изображены вредные насекомые и называют их.

После повторного чтения и пересказа второй части рассказа, а затем всего рассказа в целом, учитель обобщает содержание прочитанного в заключительной беседе. Учитель ещё раз подчёркивает, что необходимо охранять птиц, так как они полезны человеку. «Что же мы узнали о птицах — скворцах и других?» — спрашивает учитель. («Мы узнали, что скворец и другие птицы поедают вредных насекомых. Птицы приносят нам пользу».) Учитель дополняет ответ детей рассказом: «Скворец является полезнейшей птицей, так как уничтожает большое количество гусениц, бабочек, жуков и, главное, улиток и других слизняков, вредных для растений. Один учёный высчитал, что одна семья скворцов (2 взрослых и 5 птенцов) съедают за один только день более 360 больших улиток.

Птицы очень полезны. В одном саду мальчики разорили много птичьих гнёзд. На другой год ни одна птичка не прилетела в этот сад. Напали гусеницы на деревья сада и поели весь сад. Деревья стояли голые и печальные: ни плодов, ни листьев на них не было».

В результате чтения и беседы делается вывод: Берегите птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых. Птицы — наши друзья.

Во внеурочное время дети с помощью учителя и старших школьников делают несколько скворешников и развешивают их на пришкольном участке, в колхозных садах и огородах.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment