3-я четверть.
1. Экскурсионное изучение родного города или родного села — 4 часа.
а) Примерное содержание городского варианта экскурсионной работы: городские площади, улицы, переулки, мостовые и тротуары, городской транспорт, жилые здания, важнейшие общественные здания, фабрики и заводы, их внешний облик. Посещение фабрики или завода. Ознакомление детей с изделиями фабрично-заводского производства (на конкретных примерах). Связь родного города е окружающими населёнными пунктами — местные пути сообщения, почта, телефон, телеграф.
б) Примерное содержание сельского варианта экскурсионной работы. Колхозные постройки — правление колхоза, ясли, хата-лаборатория, сарай для машин, амбар, скотный двор, конюшня и т. д. Сельскохозяйственные работы. Продукты сельскохозяйственного производства (на конкретных примерах). Связь родного села с окружающими сёлами и ближайшим городом — местные пути сообщения, почта, телефон.
4-я четверть.
Работа на пришкольном участке с гномоном. Путь солнца по небесному своду. Определение сторон горизонта — восток, юг, запад, север — 1 час.
Во 2 классе на протяжении всего учебного года учащиеся по заданию учителя наблюдают и датируют важнейшие сезонные явления. Работа эта производится во внеклассное время и имеет целью накопление представлений об элементах местного климата.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова