Обучение грамматике в начальных классах

obuchenie grammatike v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Грамматические знания и навыки, даваемые в 1 4 классах школы, должны быть достаточными для того, чтобы учащиеся могли успешно учиться и пользоваться этими знаниями практически в последующих классах семилетней школы.

На уроках грамматики учитель учит детей расчленять речь на предложения, слова, звуки, выделять в предложении его члены, в слове — его составные части, группировать слова по частям речи, определять их основные формы и строить предложения, выражая в них свои мысли.

Особенностью работы в 1 4 классах является то, что грамматика здесь проходится ко нц е нтр ич е с ки . Основной грамматический материал — части речи и члены предложения с их терминами и определениями — проходится в 3 и 4 классах; в младших же классах ведётся работа, подготовляющая учеников к усвоению грамматических понятий. Так, уже в 1 и 2 классах дети узнают, что существуют слова — названия предметов, слова — названия качеств предметов и слова — названия действий. Дети различают эти слова среди других слов, строят с ними предложения. Понятие о предложении, его составе и строе складывается у детей также постепенно, начиная с 1 класса, где дети практически знакомятся с предложением и овладевают им.

Такой концентризм в прохождении грамматического материала объясняется тем, что понятия, особенно отвлечённые и сложные, какими являются многие грамматические понятия, развиваются в сознании детей и усваиваются ими постепенно. Понятия имеют многие стороны и признаки, которые не могут быть сразу полностью сообщены детям. Так, например, понятие имени существительного является сложным, потому что признаки его многочисленны, касаются и значения его, и изменения, и словообразования, и употребления в речи в связи с другими словами. Значение имени существительного как наименования предмета для ребёнка не так просто, как кажется взрослому грамотному человеку, потому что грамматическая предметность — это не только вещи, но и живые существа, и явления природы и общества, и действия, и состояния, и качества.

Поэтому понятие имени существительного, с присущими ему признаками, формируется в сознании детей не сразу, а постепенно.

Концентризм не исключает, а, наоборот, предполагает строгую систему в грамматических занятиях.

В начальных классах не преподаётся грамматическая теория в её систематическом изложении, однако, сообщаемые сведения по грамматике усваиваются детьми в определённой системе, от простого к сложному, от лёгкого к более трудному. Нельзя сообщить сведения о глаголе сразу, в готовом виде — эти сведения сообщаются постепенно во всех классах, начиная с 1 и кончая 4. Путь от слов, обозначающих действия (в 1 классе), до глаголов с их изменениями (в 4 классе) — путь долгого развития от простого к сложному. В этом и заключается педагогическая система в работе над грамматическим материалом.

Занятия должны носить с и стем атич е с кий характер и в пределах одного и того же класса. В программе 3 класса сведения по грамматике располагаются так: сведения о составе слова даются отдельно от частей речи, эти последние излагаются отдельно от предложения. Такое расположение в программе дано в целях удобства обозрения материала. Однако, если бы учитель стал в таком порядке излагать грамматику, т. е. прошёл бы состав слова, части речи, предложение независимо друг от друга, то он погрешил бы против принципов начального обучения языку. Принципы обучения и сама природа языка требуют, чтобы все разделы работы по языку (грамматика, правописание, чтение, развитие речи) были между собой тесно связаны. При этом в едущую р ол ь должн а игр ать грамматика.

В начальной школе изучение грамматики целесообразно начинать с предложения. Причём работа над предложением должна начинаться с первого класса и продолжаться в течение всего курса начального обучения языку.

Отдельные элементы языка (предложение, части речи, состав слова, звук) следует связывать между собой, а не отрывать друг от друга, потому что в живой речи ребенка и в его сознании они представляют собой единое целое.

Педагогическая система требует также, чтобы полученные сведения всё время подкреплялись, развивались. Изучив, например, состав слова и начав изучать существительные в 3 классе, следует продолжать работу над составом слова.

Если ученику сообщить грамматический термин или определение в готовом виде, даже с пояснением и примерами, то в лучшем случае ученик запомнит термин, заучит определение, но это ещё не будет означать, что он усвоил понятие, связанное с этим термином и определением. Ученик усвоит то или иное грамматическое понятие лишь в том случае, если он разберётся в нём. Поэтому основным методом обучения грамматике должно быть наблюдение и анализ живой р ечи . Те или иные конкретные предложения, слова, части слова, звуки, взятые из речи ребёнка или из готового текста, наблюдаются и рассматриваются детьми под руководством учителя. Учитель ставит вопросы, получает ответы от детей, ведёт беседу о конкретных фактах языка. Затем на основании наблюдений делается вывод, формулируется определение, правило, сообщается термин. Дети, привыкшие наблюдать факты языка, приобретают склонность искать эти факты в живой речи, в читаемом тексте, пользоваться ими в своей речи.

Важным условием для усвоения грамматического понятия является ак – ти вн о с ть , с амод еятель но сть детей. Дело не только в том, чтобы учащиеся наблюдали явления языка и запоминали термины, определения, но и в том, чтобы они в последующих упражнениях были заняты серьёзной самостоятельной работой: разбирали тексты, подбирали нужные примеры из книг, составляли свои примеры, участвовали в составлении наглядных пособий, умели устанавливать сходства и различия, делать выводы и доказывать.

Нельзя, конечно, думать, что дети, предоставленные самим себе, могут самостоятельно делать грамматические выводы. Наблюдения организуются учителем и проводятся под его руководством. Но нельзя также давать детям всё в готовом виде и лишать их самостоятельности и активной работы мысли. Построенные на наблюдениях над конкретными предложениями, словами, звуками, на активной работе мысли учеников, грамматические занятия способствуют развитию мышления детей. Если ученики разбирают слова и предложения (анализ), образуют слова, составляют предложения (синтез), устанавливают сходство или различия между явлениями, делают выводы, то это обеспечивает сознательное усвоение грамматики. Если ученики рассуждают, объясняют, то это одновременно и развивает их.

Дети наблюдают явления языка под руководством учителя, анализируют, сравнивают, делают вывод. Учитель окончательно формулирует определение, вывод, правило. Дети повторяют формулировку, а затем ведутся упражнения, имеющие целью закрепить полученные знания, уточнить понятия и проверить сознательность усвоения учебного материала. Дети устно составляют свои примеры и после разбора записывают их в тетради. Ещё раз формулируются выводы. Лишь после этого класс переходит к учебнику — дети читают определения, выводы.

Учитель должен также учить детей работать самостоятельно по учебнику, в частности, при выполнении домашних заданий по грамматике. Для этого учитель сначала читает в классе текст задания из учебника, ставит вопросы, даёт разъяснения, выполняет вместе с детьми некоторые задачи. Но постепенно учащиеся переходят к более самостоятельной работе по учебнику.

Для сознательного усвоения грамматического понятия требуется правильное понимание изучаемого факта языка.

Если, например, ученик обращает внимание только на внешнюю сторону явления, но упускает из виду его значение, то у него не может сложиться правильного понимания явления. Так, если ученик узнает, что родительный падеж имени существительного женского рода имеет окончание и (из деревни), а предложный — окончание е (в деревне), но не поймёт, что и значение этих падежей разное (один отвечает на вопрос: откуда? другой — на вопрос: где ?), то он не поймёт разницы между этими падежами, не поймёт значения того или иного грамматического явления, его роли для выражения мысли. Недостаточно знать то, что прилагательное обозначает признак предмета, важно также понять, что оно нужно в речи, потому что делает речь точнее, конкретнее и ярче. С другой стороны, уточняя значение и роль слова, следует выяснить, какими средствами осуществляются его значение и роль в предложении. Например, при изучении падежей надо говорить и об окончаниях этих падежей, и о том, как они произносятся и как обозначаются на письме. Для того чтобы были понятны значение и роль того или иного элемента языка, его надо брать в связи с другими: звуки изучаются в слоге и слове, приставки, суффиксы, корни — в целом слове; слово — в предложении, предложение — в связном тексте.

При проведении словарной работы на уроках грамматики следует иметь в виду, что она не может проводиться в отрыве от других занятий по языку — она должна быть неразрывно с ними связана. Словарной работой следует заниматься не только на уроках грамматики, но и на уроках чтения, при проведении изложений и сочинений, а также и на других занятиях учителя с детьми.

Развивая у детей навыки сознательного пользования словом, учитель, при обучении грамматике, должен там, где это необходимо, вести с детьми работу, направленную на осмысление учащимися содержания читаемых и составляемых ими текстов. Но в то же время надо помнить, что содержание не может быть без формы. Поэтому внимание ученика постоянно направляется на освоение грамматических форм, на выражение мысли грамматическими средствами языка.

Грамматика в школе изучается для того, чтобы при её помощи учащиеся могли лучше овладеть русским языком.

При всей своей элементарности, знания по грамматике, получаемые в начальных классах, не должны противоречить науке . Так, например, дети должны понять, что звук и буква, произношение и правописание не одно и то же. В случае расхождения между звуком и буквой следует обращать внимание детей на такое расхождение. Это делается для того, чтобы дети понимали смысл проверки правописания гласных и согласных в известных условиях. Это важно и в образовательном отношении: нельзя смешивать звук и букву.

Грамматические знания могут считаться усвоенными лишь в том случае, если эти знания переходят в умения . Можно считать, что ученик усвоил понятие корня только в том случае, если он умеет выделить корень в слове, найти корень в однокоренных словах, подобрать родственные по корню слова, объяснить их правописание. Если ученик умеет найти глагол в тексте, отличить его от других частей речи, определить его форму (время, лицо, число и т. п.), поставить его в другой форме, проспрягать его, объяснить его правописание, — значит он усвоил, что такое глагол. Знания и умения по грамматике должны способствовать развитию у детей навы – ко в правильной устной и письменной речи . В противном случае грамматические знания и умения останутся мёртвыми и формальными. Дети должны научиться практически использовать свои знания, правильно выбирать слова и их формы, строить предложения в своей собственной речи, грамотно писать.

Грамматические занятия, основанные на самодеятельности учащихся и сопровождающиеся речевой практикой, способствуют развитию устной и письменной речи и выработке навыков грамотного письма. К видам речевой практики относятся: подбор к данному грамматическому случаю (слову, части слова, предложению) сходного или противоположного случая, изменение формы слова или предложения, построение собственных предложений, употребление в речи изучаемых слов и форм, исправление речевых ошибок и их объяснение.

Грамматические знания, как было уже сказано, используются в целях усвоения грамотного письма . Работа почти над каждой грамматической темой сопровождается упражнениями по орфографии или пунктуации. Чем лучше ученик понимает и усваивает грамматические понятия, тем лучше, грамотнее он пишет. Для лучшего усвоения грамматики необходима хорошо организованная практика грамотного письма и, в то же время, для выработки правильного письма необходимо хорошее знание грамматики. Нельзя недооценивать значения орфографических занятий для уяснения фактов языка, но недопустимо в то же время сводить грамматику к правописанию. Иногда учитель, не выяснив, что такое глухие и звонкие согласные в слове, спешит перейти к правилу правописания «сомнительных» согласных; не добившись различения падежей, переходит к правописанию падежных окончаний; не достигнув понимания того, что такое обращение, сообщает правило об отделении обращения запятой или о выделении его двумя запятыми. Вследствие такой неправильной практики грамматическая форма остаётся невыясненной; дети, не поняв её, как явление языка, смешивают её с другой.

Для того чтобы грамматические знания превратились в умения и навыки, они должны быть основательно усвоены детьми . Пользоваться правилом правописания безударных гласных в корне слов ученик сможет, лишь прочно усвоив ударение, научившись отличать безударный гласный от ударного, подбирать однокоренные слова, находить среди них поверочное слово. Для того чтобы пользоваться правилами правописания падежных окончаний имён существительных, ученику нужно знать и уметь находить имена существительные, их окончания, ставить вопросы, не смешивать один падеж с другим, одно склонение с другим.

Знания по грамматике и основанные на них умения и навыки становятся более осмысленными, систематическими и прочными, если учитель на протяжении всего учебного года, из урока в урок, проводит повтор ение пройденного материала. «Хорошие учителя кажется только и делают, что повторяют», — говорил К. Д. Ушинский.

Повторение в начале года пройденного в предшествующем году имеет целью предохранить прежние знания от распада и на их основе построить новые знания. Нет нужды повторять материал в том же порядке, как он проходился в прошлом году, хотя бы потому, что для этого нет времени. Из пройденного материала для повторения нужно брать прежде всего то, без чего невозможно сознательное усвоение нового. При этом повторение может быть проведено по обобщающим вопросам, например: Что называется корнем? Что такое однокоренные слова? Какую роль в слове выполняют приставки? Для чего нужны окончания? В 4 классе для повторения материала о составе слова в начале учебного года может быть поставлен вопрос: какие части слова мы знаем? Такой же характер примерно носит повторение за четверть, в конце года и т. п. При повторении отдельные знания объединяются, связываются и обобщаются.

Частичное повторение используется всякий раз, когда объясняется какое-либо новое грамматическое явление. Подготовляя детей к восприятию нового материала, учитель восстанавливает в сознании их ранее усвоенное по тому же вопросу или по вопросу, аналогичному с новым. Для того чтобы сообщить понятие о приставке или суффиксе, учитель обязательно напомнит детям о корне. Выясняя понятие о второстепенных членах предложения, учитель воспроизведёт в памяти детей их знания о главных членах предложения. На старом знании строится новое. При этом важно, чтобы связь между новым и старым была связью не по смежности («Прошлый раз мы изучали лица глаголов, а сегодня будем работать над временами, поэтому повторим о лицах»), а по существу. Приставка без корня не имеет значения; прилагательное без имени существительного не употребляется, к тому же оно имеет с ним общие черты. Поэтому для понимания приставки надо иметь в виду корень, для понимания прилагательного необходимо вспомнить об имени существительном.

И в процессе объяснения нового материала, и при грамматических упражнениях, и при опросе детей учитель пользуется всяким удобным случаем для того, чтобы сличить, противопоставить, поставить в связь одно явление с другим, новое со старым. Благодаря этому отдельные грамматические явления связываются между собой, образуя нечто цельное: новое объясняется старым, старое закрепляется.

Повторению посвящаются иногда целые уроки, когда подводятся итоги пройденному, когда ставятся специальные упражнения, чтобы закрепить знания, выработать умения и навыки. Для этих целей используют грамматический разбор, объяснительные диктанты и другие устные и письменные работы. Однако на таких уроках повторения учитель стремится к тому, чтобы упражнения не были однообразны, чтобы дети на этих уроках получали что-нибудь новое: новый текст для разбора, новые формы работы; с каждым уроком учитель требует большей самостоятельности от учащихся. Однообразие и пассивность утомляют детей и вызывают скуку.

Так как грамматика имеет дело со многими отвлечёнными понятиями, то в обучение следует вносить возможно больше элементов наглядности. Наглядно сть помогает усвоить отвлечённые явления, что особенно важно для учащихся младших классов, мышление которых конкретно.

Наглядность осуществляется по-разному, в зависимости от того явления, которое необходимо представить наглядно, и от того, в каком классе ведутся занятия.

В 1 и 2 классах для выяснения понятий предмета и признака привлекаются натуральные предметы и картинки с изображением предметов; для выяснения понятия действия используются инсценировки действий детьми (сидит, пишет, рисует) или соответствующие картинки. Для того чтобы выяснить значение предлога, показывают положение одного предмета по отношению к другому (книга на столе, в столе, под столом) или изображение того же на картине. Такими же приемами пользуются и при выяснении значения приставок, суффиксов, падежей и т. п.

Более сложный тип наглядного пособия представляет собой плакат, который содержит в себе и изображение предметов, и слова, и связный текст, и даже определение, т. е. включает материал и для объяснения, и для упражнения.

Для того чтобы дать сводку склонения или спряжения, учитель пользуется таблицами. Вот, например, таблица на тему 1 и 2 спряжения глагола:

image 47

 

Можно пользоваться также и схемами. Таковы, например, схемы на темы «Корень слова» и «Приставка в слове»:

image 48

 Схема связи слов в предложении:

image 49

Наглядность может быть понята и в более широком смысле. Наглядной, т. е. яркой и чёткой, должна быть запись учеников в тетради. Наглядным, т. е. доходчивым, должен быть материал для грамматических занятий. С этой точки зрения к материалу предъявляются такие требования:

1.    В тексте, предназначенном для наблюдений, должно быть достаточное количество изучаемых явлений.

2.    Изучаемое явление должно быть представлено при объяснении в ясной и убедительной форме. Так например, ударные окончания имён существительных и прилагательных более выразительны, чем те же, но безударные окончания.

3.    В качестве примеров следует брать тексты в такой форме, которая легче всего запоминается: пословицы, стихи, песни.

4.    Содержание материала должно быть доступно пониманию детей и отображать близкую им действительность.

Рассмотрим методику занятий по основным разделам грамматики. Порядок рассмотрения этих разделов сохраняем традиционный: звук, состав слова, части речи, предложение. Однако система занятий учителя не зависит от этого порядка, а развёртывается по принципу: от целого к его частям , так как части приобретают своё значение лишь в целом.

Основной базой, на которой строится вся работа по грамматике, является предложение , так как в речи мысль выражается только посредством предложения. Исходя из умения детей выражать свои мысли в предложениях простейшего типа, учитель на этой основе строит свою работу не только по синтаксису, но и по другим разделам программы. В частности, понятие частей речи выясняется при рассмотрении их роли в предложении, их связи с другими словами. С другой стороны, в работе над частями речи уточняются и расширяются знания детей о предложении.

Тема «Состав слова» обычно проходится до изучения частей речи. Однако она вполне раскрывается лишь при рассмотрении этих последних, когда на уроках идёт речь о суффиксах имён существительных и прилагательных, о приставках (главным образом, у глаголов), об образовании от одного и того же корня слов, принадлежащих к разным частям речи.

Фонетические занятия (звуковой и слоговой анализ слова, работа над ударением, над правильным произношением) получают смысл для детей, если они понимают, что от того или иного звука, от места ударения зависит значение слова, меняется смысл предложения.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment