1. Одновременно с изучением темы Умножение и деление должна проводиться работа по обобщению и совершенствованию знаний, умений и навыков, которыми в соответствии с требованиями программы должны овладеть учащиеся к концу второго года обучения. Напомним эти требования:
1) Уметь читать и записывать числа до 100, знать их десятичный состав.
2) Знать наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
3) Уметь выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100, когда хотя бы одно из данных чисел содержит только единицы или только десятки. Например, 72 — 30, 80 — 53, 87 + 5.
4) Уметь выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (в более трудных случаях) и по требованию учителя сопровождать записи пояснениями.
5) Уметь решать задачи в 1 — 2 действия на сложение и вычитание рассмотренных видов.
2. В итоге изучения темы Умножение и деление учащиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
1) Уметь выполнять умножение однозначных чисел, используя прием замены произведения суммой 3 • 5 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3, прием перестановки множителей 2 • 9 = 9 • 2 и прием, основанный на группировке слагаемых 2 • 6 = 2 • 5 + 2. К концу изучения темы дети должны запомнить таблицы умножения с числами 2 и 3.
2) Уметь находить результат деления сначала с использованием наглядных пособий. Например, раскладывая кружки по 2 или на 2 равные части, а к концу изучения темы, опираясь на знание соответствующих произведений 2 • 6 = 12, значит, 12 : 2 = 6 и 12 : 6 = 2.
3) По отношению к действию умножения дети должны знать название действия, знак умножения, название компонентов и результата, название выражения произведение чисел, а по отношению к делению — название действия и знак действия. Понимать эти термины и символы и использовать их. Знать переместительное свойство умножения и пользоваться им при вычислениях.
4) Уметь решать простые задачи на нахождение произведения, на деление по содержанию и на равные части сначала с помощью иллюстраций, а к концу изучения темы по представлению.
Наглядные пособия.
Демонстрационные.
1) Наборы предметов по 20 штук, геометрические фигуры — круги, квадраты, треугольники, предметные картинки.
2) Квадрат с уголком для иллюстрации произведений (размер 40 X 40 см). Прикладывая уголок к квадрату, можно проиллюстрировать любой слу¬чай табличного умножения. На рисунке, например, показан случай 2 • 5).
3) Демонстрационные таблицы по теме Табличное умножение и деление.
Индивидуальные.
1) Наборы предметов по 20 штук, аналогичные демонстрационным, но меньшего размера.
2) Квадрат с уголком. Пособие аналогично демонстрационному (размер 10 X 10 см).