I. Мобилизующий этап
На доске запись:
… – с игрушками, а … – с подушками.
СПРАВКА: старый, юный.
Учитель. Перед вами пословица с пропущенными в ней словами. Пропущенные Слова даны в справке. Прочитайте их. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Восстановите пропущенные слова и прочитайте пословицу полностью. (Учащиеся выполняют задание. Называют пословицу: Юный – с игрушками, а старый – с подушками. Обсуждают ее смысл.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Установите, с какой буквы пишется слово юный жданном предложении. Объясните, почему. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Слово юный пишется с заглавной буквы, потому что это первое слово в данном предложении. Значит, тема урока: «Заглавная буква .Ю». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тема известна. Поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Ю, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Ю
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Ю;
2) письмо учащимися заглавной буквы Ю в режиме уменьшенного психологического напряжения;
3) письмо учащимися заглавной буквы Ю в прописях по образцу и самостоятельно с последующей взаимопроверкой;
4) письмо буквосочетаний; Юр Юл Юрр Юлл
Учитель. Назовите буквосочетания и закономерность, в которой их надо написать.
Учитель. В первом буквосочетании заглавная буква Ю пишется со строчной согласной р. Во втором – заглавная буква Ю пишется со строчной согласной л. При повторном написании количество согласных в каждом буквосочетании увеличивается на одну. (Учитель указывает на способ соединения букв. Учащиеся записывают буквосочетания.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
Учитель. К нам на урок пришли юные друзья: Юра и Юта. Давайте запишем их имена. Первым напишем имя, в котором есть буква, обозначающая всегда звонкий, согласный, твердый звук. Какое это слово и почему?
Ученик. Это слово Юра. В нем есть буква, обозначающая всегда звонкий, согласный, твердый звук – это буква р. (Учащиеся записывают с комментированием слово Юра.)
Учитель. Составьте задание для записи оставшегося слова. (Учащиеся составляют задание, записывают слово Юта.)
Учитель. Назовите не менее пяти общих признаков в словах Юра и Юта. (Это имена людей. В них одинаковое количество слогов, букв и звуков. Одинаковое количество гласных. Ударение’падает на первый слог.)
VII. Письмо предложения
На доске запись:
Юные думают о завтрашнем, а … – о ….
Учитель. Давайте наших юных друзей Юру и Юту познакомим с новой для них пословицей. Для этого вам надо прочитать данную запись и продолжить ее, добавив вместо многоточия слова, противоположные по смыслу подчеркнутым. (Учащиеся читают запись. Добавляют слова. Называют пословицу: Юные думают о завтрашнем, а старые – о вчерашнем. Размышляют о ее смысле. Записывают предложение.)
Учитель. Назовите имеющиеся в предложении слова, в которых первая и последняя буквы обозначают по два звука.
VIII. Итог урока
Учитель. О какой части урока вы рассказали бы своим родителям и почему?
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007