Кружок юных натуралистов-мичуринцев в начальных классах

kruzhok yunyh naturalistov michurinczev v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Изучение природы и сельского хозяйства в начальной школе на основе мичуринского учения нельзя ограничить только классными занятиями. Необходимо организовать разнообразную внеклассную работу, дающую детям возможность непосредственно наблюдать и изучать растения и животных в их естественной обстановке.

Внеклассная работа может проводиться в начальной школе как с целым классом (экскурсии, массовые мероприятия — День птиц, Неделя сада, внеклассные практические работы на пришкольном участке и т. д.), так и с отдельными учащимися, особенно интересующимися природой и сельским хозяйством. Таких учащихся следует объединить в отдельный кр уж ок юных мичуринцев.

В кружке юные мичуринцы знакомятся с природой и сельским хозяйством более углублённо, чем в классе. Они не только изучают природу, наблюдая её явления, но и проводят различного рода практические работы по выращиванию растений, уходу за животными, охране птиц, древонасаждению и пр.

Вот что рассказывают дети одной из школ о работе своего кружка.

«Наш кружок работает второй год. В нём состоит 15 человек. Осенью мы занимались изучением нашего леса. Мы собрали ветви, листья, древесину всех деревьев, которые растут в нашем лесу, и составили коллекцию. С наступлением весны мы начнём вести наблюдения за прилётом и гнездованием птиц. Наш кружок будет охранять полезных птиц — друзей колхозных садов и огородов. Сейчас мы помогаем колхозу определить всхожесть семян — проращиваем семена. Летом мы будем работать на опытном участке. Мы возьмём на колхозном поле небольшой участок посева овса и пшеницы, будем посевы полоть, подкармливать и своими силами соберём урожай. Мы должны добиться хорошего урожая на нашем участке».

Проводя в кружке самостоятельные наблюдения природы, выращивая растения и ухаживая за животными, Юные мичуринцы уточняют и закрепляют знания о природе и сельском хозяйстве, полученные в классе, и значительно углубляют и расширяют их. Сознание детей обогащается новыми представлениями и понятиями.

Практические работы, сопровождаемые объяснениями руководителя кружка, помогают детям более глубоко овладеть основами мичуринского учения по управлению развитием растений и животных и переделке их в интересах социалистического общества. Действенный подход юных мичуринцев к изучению природы благодаря практическим работам приобретает у них характер навыка.

Глубже, чем на классных занятиях, юные мичуринцы поймут значение правильного ухода за растениями и животными для улучшения качества их потомства (например, практикуя отбор семян от лучших экземпляров растений, организуя правильное кормление и уход за кроликами и др.).

По мере овладения основами мичуринского учения и практическими умениями по выращиванию растений и уходу за животными у юных мичуринцев воспитывается интерес и любовь к сельскохозяйственной деятельности.

Работа в кружке, нередко носящая общественно-полезный характер (разбивка цветников, закладка плодово-ягодного сада, охрана птиц и т. п.), приучает работать на пользу родины, воспитывает у детей настоящий действенный патриотизм.

В процессе наблюдений и практических работ юным мичуринцам приходится анализировать предметы и явления, сравнивать, выделять общее, делать самостоятельные выводы из наблюдений, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями, например, зависимость развития растений от тепла, от количества питательных веществ в почве и т. д. Всё это имеет большое значение как для развития мышления, так и для формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения детей. В процессе практической деятельности дети убеждаются в материальности не только предметов, но и явлений природы. Например, дети могут самостоятельно прийти к выводу, что от питания растений и животных зависят их рост и развитие.

Также на основе своих наблюдений они убеждаются в том, что предметы и явления природы связаны между собой, зависят друг от друга и что в природе всё находится в состоянии движения и развития. Семечко, посеянное в землю, прорастает, из него развивается растение, приносящее в свою очередь плоды с семенами; развитие растения зависит от обработки почвы, удобрения её, наличия достаточного количества тепла и влаги.

Особенно важно то, что эти выводы дети усваивают не в готовом виде от учителя или из книг, а приходят к ним на основе своих наблюдений, в результате своего практического опыта.

В наличии определённых закономерностей в природе особенно убеждает юных мичуринцев их практическая деятельность по выращиванию растений и уходу за животными, где успех работы (урожай, рост и развитие животных) явно зависит от условий, созданных для растений и животных — питания, ухода и т. п.

В процессе разнообразных работ по сбору природного материала, по выращиванию растений и уходу за животными у юных мичуринцев воспитывается любовь к физическому труду, приобретаются некоторые навыки физического труда, вырабатывается умение сочетать физический труд с умственным.

В кружке юных мичуринцев детям предоставляются широкие возможности для развития самостоятельности, инициативы и творчества — ценных свойств, характерных для И. В. Мичурина, Т. Д. Лысенко и их последователей, активно содействующих своими трудами развитию социалистического сельского хозяйства.

Работы в кружке содействуют также воспитанию воли и сознательной дисциплины. Выращивание растений и уход за животными требуют систематической работы. Здесь самые условия работы, её режим побуждает юных мичуринцев напрягать волю и быть дисциплинированными.

Наконец, правильно организованная работа на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, закаливает их организм.

Такое всестороннее влияние работы в кружке юных мичуринцев на развитие детей особенно ценно в начальном школьном возрасте, когда формируются многие стороны личности ребёнка.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment