Идейно-направленное содержание внеклассных занятий способствует воспитанию у детей чувства советского патриотизма и национальной гордости, помогает им лучше понять и почувствовать героическое прошлое и счастливое настоящее нашего народа, понять, хотя бы элементарно, значение великих преобразований в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции и прогрессивно-историческую роль СССР в авангарде стран новой демократии.
Большое воспитательное значение имеет использование во внеклассной работе сокровищ народного творчества: сказок, песен и танцев всех братских народов СССР, народных игр, пословиц, шуток и пр.
Наряду с произведениями русской классической литературы, из которых учитель черпает материал для внеклассных занятий с детьми, следует широко использовать лучшие произведения советских писателей, обработанные и специально изданные для детей. Материалом для бесед и чтений должны служить прежде всего рассказы о детских годах и яркой революционной жизни и деятельности величайших гениев человечества, наших вождей Ленина и Сталина и их замечательных соратников: Кирова, Свердлова, Дзержинского, Фрунзе, Орджоникидзе, Куйбышева, Калинина.
Видное место в тематике внеклассных занятий с детьми и культурномассовых мероприятий школы должны занять романтика и героика подпольной революционной борьбы большевиков за свободу в царское время, романтика и героика Великой Октябрьской социалистической революции, совершённой русским народом под руководством Ленина и Сталина.
Неувядаемая слава героев гражданской войны и народной войны с пытавшимися задушить молодую Советскую республику интервентами капиталистических держав — Чапаева, Щорса, Котовского, Лазо, сибирских партизан, воспетых народом, — должна войти глубоко в сознание и чувства детей. То, что узнают дети об этом из книг для чтения и на уроках истории в 4 классе, должно быть дополнено действенными средствами внеклассной работы: песнями, играми, инсценировками, световыми картинами, кино и пр. С помощью этих средств образы и события далёкого для детей времени рождения и утверждения Советского государства становятся близкими, понятными и родными.
Тематика Великой Отечественной войны должна занять особое место во внеклассной работе. Героические подвиги юных советских патриотов, отдавших свою жизнь за родину, светлые образы Зои Космодемьянской, молодогвардейцев Краснодона, сотен и тысяч других комсомольцев и пионеров, показавших пример беззаветного служения народу, отражены в лучших литературных произведениях советских писателей, в картинах и скульптурах советских художников, в музыкальных произведениях советских композиторов, в театральных постановках и кинофильмах, в сказках и песнях, созданных народом. Через разные виды и формы внеклассной работы с детьми многое из этого может и должно стать достоянием детей и служить средством идейно-политического их воспитания.
Беседы и чтения, проводимые с детьми в плане внеклассной работы, показ диафильмов, экскурсии на специальные выставки дают учителю возможность ознакомить учащихся с многими замечательными именами русских людей — учёных, путешественников, изобретателей — Ломоносова, Дежнёва, Миклухо-Маклая, Ползунова, Ладыгина, Яблочкова, Попова, Мичурина и др.
Излишне доказывать, какое большое значение имеют для воспитания у детей чувства советского патриотизма и национальной гордости простые доступные детям беседы о значении для человечества трудов замечательных русских учёных; о великих достижениях в области промышленности, сельского хозяйства и культуры за годы советской власти; о военной мощи Советского государства и невиданной в истории победы советского народа над фашизмом; о поразительных темпах послевоенного восстановления и развития народного хозяйства.
В плане внеклассной работы, как уже указывалось выше, осуществляется посильное участие детей в выполнении разных общественнополезных дел, приобщающее учащихся к общественной жизни и к социалистическому строительству. Это участие является особенно действенным средством идейно-политического воспитания детей.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова