Работа над новым материалом.
Сначала повторить, как раскладывается число на десятки и единицы, правило сложения, десятки прибавляются к десяткам, а единицы к единицам, а также тот факт, что 10 палочек составляют 1 десяток.
В устные упражнения нужно включить и рассмотрение состава числа 10, дополнение чисел до 10, упражнения вида: 10 — это 7 и сколько? 5 и сколько? Сколько нужно прибавить к 6, чтобы получилось 10? и т. п.
Прием вычислений рассматривают с использованием наглядного материала. 37 + 3. 37 — это 3 десятка и 7 единиц. Кто-либо из детей проводит демонстрацию у доски, а остальные на партах: 3 пучка палочек и 7 отдельных палочек. Всего 37 палочек. К 37 палочкам нужно прибавить еще 3 палочки. Дети выкладывают рядом еще 3 палочки. Вспоминают, что единицы складывают с единицами. К 7 отдельным палочкам надо прибавить еще 3 палочки, всего будет 10 палочек, но 10 палочек — это 1 десяток, завязывают десять палочек в пучок. Было 3 десятка да еще 1 десяток, стало 4 десятка палочек, или 40. Значит, 37 + 3 = 40.
Учитель в ходе работы выполняет на доске записи
Вычислительный прием 50 — 3 раскрывается также на наглядной основе.
Учитель предлагает детям отложить 50 палочек. Сколько это пучков? Из 50 нужно вычесть 3. Как отнять от 50 палочек 3? Давайте развяжем один пучок. Дети проделывают это. У нас теперь 4 пучка палочек и 10 отдельных палочек. Уберем из этих 10 палочек 3. Сколько осталось десятков палочек и отдельных палочек? 4 десятка и еще 7 палочек. Сколько же осталось палочек? 47.
В ходе работы учитель на доске выполняет записи:
После этого можно предложить детям рассмотреть рисунок в учебнике и объяснить самостоятельно решение приведенных там примеров 26 + 4 и 30 — 4. Ученик должен рассуждать примерно так: Из 30 надо вычесть 4. 30 — это 20 и 10. Из 10 вычитаю 4, остается 6, 20 и 6 — это 26.
Упражнение 1 выполняют устно. Над каждым примером есть «подсказывающая» схема.
I столбик из упражнения 2 выполняют с записью примеров в тетради и устным комментированием.
Работа над пройденным материалом.
1. Решение примеров на все изученные случаи сложения и вычитания (упражнение 2).
2. Решение простых задач, предложенных учителем, на увеличение и на уменьшение числа на несколько единиц.
Для самостоятельной работы предлагается выполнить по вариантам упражнение 2 и решить составную задачу (I вариант — упражнение 3, II вариант — упражнение 4) с последующим разбором и сопоставлением задач под руководством учителя.