I. Мобилизующий этап
На доске запись:
Учитель. Посмотрите на данную запись. В каждую строчку вставьте вместо вопросительного знака подходящее слово так, чтобы составленные пары слов находились в одинаковом смысловом отношении. Обоснуйте свой ответ.
Ученик. Первое слово первой пары – сцена. Второе слово второй пары – цирк. В 14’атре выступления идут на сцене, а в цирке – на арене.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. В словах, которые вы вставили вместо вопросительных знаков, найдите одинаковую букву. Посмотрите, какая она: заглавная или строчная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В словах сцена и цирк есть буква ц. В них она строчная. Значит, тема сегодняшнего урока: «Строчная буква ц». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву ц, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию строчной буквы ц
1) ознакомление с элементами буквы цинх написанием;
2) письмо буквы ц в воздухе, по образцу, самостоятельно;
3) письмо буквосочетаний цк цл … (закономерность записи: в каждом буквосочетании буква ц, далее к, ли другие согласные буквы.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
На доске записаны слова:
щипцы, певица, циркуль, отец.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся выполняют задание.) Назовите слово, которое по смыслу подходит к слову театр, и слово, которое подходит к слову цирк.
Ученик. К слову театр подходит слово певица, так как певица выступает в театре.
Ученик. К слову цирк подходит слово циркуль. Цирк имеет круглую форму и циркулем можно начертить фигуру круглой формы.
Учитель. Запишите выделенные слова в порядке увеличения в них количества слогов. (Учащиеся пишут с комментированием слова циркуль, театр.)
VII. Письмо предложения
Учитель. Чем театр отличается от цирка? (Слушаются ответы детей. Одни из ожидаемых ответов: В театре в качестве артистов выступают люди, а в цирке – и люди, и животные.)
Учитель. Попытайтесь установить с помощью данной схемы, о каких артистах цирка идет речь в этом предложении:
Пропущенные слова должны соответствовать смыслу предложения и теме урока. (Правильный ответ: Скворцы и синицы – веселые птицы. Учащиеся записывают предложение, комментируя его.)
Дополнительное задание:
1. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
VIII. Итог урока
Учитель. Назовите букву, которую мы учились писать на уроке. Дайте ей полную характеристику. Скажите, в чем особенность ее написания.
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007