Работа над новым материалом.
Сначала следует повторить изученные случаи из таблицы сложения (так же, как на уроке 13).
Для подготовки к усвоению нового материала устно повторить состав числа 5 по табличке, приведенной в учебнике. (5 — это 1 и 4, 2 и 3)
После этого с использованием демонстрационных пособий рассмотреть новый случай сложения 8 + 5.
После демонстрации и разбора случая 8 + 5 у доски дети рассматривают иллюстрацию в учебнике. Рассуждение они проводят так: К 9 нужно прибавить 5. Прибавляем 5 по частям: сначала 1, чтобы дополнить до 10, а потом еще 4, так как 5 — это 1 и 4, 9 + 1 = 10, 10 + 4 = 14. Значит, 9 + 5 = 14.
Для первичного закрепления разобрать остальные 3 примера, помещенные в учебнике над рамкой.
Затем проводят работу с примерами в рамке (смотри указания к уроку 12).
С этого урока важно начать целенаправленную работу по усвоению состава чисел от 11 до 18. К концу изучения темы ученики должны прочно усвоить состав этих чисел из двух однозначных слагаемых, так как знание этого материала является залогом успешного усвоения как табличного сложения, так и вычитания.
Упражнение 6 выполняют устно. Учитель спрашивает: 11 — это 7 и сколько? Дети отвечают: 11 — это 7 и 4. Полезно рассмотреть различные случаи состава чисел 12 и 13.
Работа над пройденным материалом.
1. Устные упражнения. Можно предложить детям игру «Цепочка примеров», которая заключается в следующем. Учитель задает пример (5 + 3). Класс решает его устно, но вызванный ученик говорит не ответ, а пример, который начинается с этого числа. Например, 5 + 3, 8 — 2, 6 + 1, 7 — 2 и т. д.
Решение примеров из упражнения 1 (I и II столбики) устно. Объяснение к примерам на сложение с переходом через десяток может быть более свернутым, то есть менее подробным. Например,
9 + 2. К 9 сначала прибавлю 1, чтобы получилось 10, потом к 10 прибавлю 1, получится11. Значит, 9 + 2 = 11.
2. Составление задачи (упражнение 2) под руководством учителя. Если дети составят задачи только одного вида на нахождение суммы, то можно предложить им составить и такую задачу на сложение, в которой есть слово «больше».
3. Составление примеров (упражнение 5) в форме соревнования. Выигрывает тот, кто составит больше примеров с ответом 4 и не ошибется в вычислениях. Соревнование может проводиться и в форме игры «Эстафета».
Для самостоятельной работы можно дать упражнения 1 (III, IV, V столбики), 3 и 4.
Можно предложить решить задачи по вариантам. При проверке полезно сравнить решения обеих задач и объяснить, почему одна из них решается сложением, а другая — вычитанием.