Работа над новым материалом.
Учитель показывает детям корзинку или конверт с нарисованной на нем корзинкой и говорит, что в корзинке несколько грибов. Вынимает 3 гриба (предметные картинки), вставляет их в наборное полотно и говорит: Когда я взяла 3 гриба, в корзинке остались 4 гриба (показывает их и снова убирает). Как нам узнать, сколько грибов было в корзинке? С помощью наводящих вопросов дети должны ответить, что в корзинке были те грибы, которые остались, и те, которые из нее взяли. Если к 4 грибам, которые остались, добавить (положить обратно) те 3 гриба, которые взяли, то узнаем, сколько грибов было в корзинке сначала. Записывается решение: 4 + 3 = 7.
Затем идет работа по учебнику. Дети рассматривают рисунок, читают задачу и объясняют ее решение. В коробке были и те карандаши, которые вынули (4), и те, которые остались (2). Чтобы узнать, сколько карандашей было в коробке, нужно сложить 4 карандаша и 2 карандаша.
Для закрепления ученики решают задачу из упражнения 1. После чтения задачи и первичного анализа (нам известно… нам неизвестно…), дети рассматривают рисунок и комментируют его. Что означают нарисованные кружки и каким действием должна решаться задача. Решение записать на доске и в тетрадях.
Работа над пройденным материалом.
1. Игра Угадай, какой пример решен. На доске записаны примеры:
8 + 7 12 — 8 6 + 3
15 — 6 4 + 5 11— 9
2 + 6 9 + 7 6 + 7
14 — 8 17 — 9 16 — 9
Вызванный ученик поворачивается лицом к классу. Учитель объясняет, что ребята будут решать примеры только I столбика (которые покажет учитель) и говорить ответ. Ученик у доски должен будет по ответу угадать, какой пример решен. Отгадывая, он поворачивается лицом к доске и выбирает пример с названным ответом. Учитель указкой показывает примеры в разбивку. Такая же работа проводится с остальными столбиками. К доске вызывают других учеников.
2. Повторение состава чисел (упражнение 2) выполняется устно. Дети должны назвать разные варианты состава данных чисел.
3. Составление и решение задач (упражнение 3). Дети должны составить задачи разных видов: на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц.
Для самостоятельной работы предложить упражнение 4, а также составление и решение задачи по заданию: Составьте и решите задачу, в которой нужно узнать, на сколько одно число больше другого.