Работа над новым материалом.
Для ознакомления с новым материалом нужно принести, в класс стакан, мерную литровую кружку, литровую банку, литровую бутылку, бидоны, кастрюли, воду. Учитель спрашивает «Кто покупал разливное молоко? Квас? Чем отмеривает продавец молоко или квас? Жидкость измеряют литрами. Для чего нужно измерять жидкость?» (Для приготовления пищи, для продажи и покупки жидких продуктов и т.д.) Затем проводятся практические работы.
Игра в магазин. Один ученик продает молоко, 4 ученика покупают. У продавца ведро с молоком (водой), у покупателей — бидоны. Они покупают: 1 л, 4 л, 3 л, 2 л. Учитель показывает на доске, как пишется слово «литр» полностью и сокращенно при числах, предлагает определить, сколько литров воды помещается в той или иной посуде. Сначала дети определяют это на глаз, а потом измеряют. Целесообразно сравнить вместимость двух кувшинов: низкого и широкого, высокого и узкого. Вместимости должны быть одинаковыми.
После этого провести первичное закрепление по учебнику. Дети работают по учебнику, рассматривают рисунок и выполняют предложенные задания. Далее устно выполняют упражнение 1.
Работа над пройденным материалом.
1. Игра «Лабиринт» (рисунок ниже).
2. Устное решение задач. Дети показывают карточку с соответствующим знаком действия. 1) На одной стоянке 17 машин, а на другой на 8 машин меньше. Сколько машин на второй стоянке? 2) На одной стоянке 17 машин, а на другой 9. На сколько машин на второй стоянке меньше, чем на первой?
После того как будет выяснено, каким действием решается каждая задача, учитель спрашивает, почему обе задачи решаются вычитанием.
3. Работу над составом чисел (упражнение 4) проводят устно.
4. Решение примеров из упражнения 2 (I и II столбики). При решении этих примеров повторить прием перестановки слагаемых, использование взаимосвязи между компонентами и результатом сложения. Дети решают примеры парами, объясняя решение второго примера на основе первого.
Для самостоятельной работы предложить упражнение 2 (III, IV, V столбики).
После решения III и IV столбиков дети дают такое же объяснение, как после решения I и II столбиков.
Самостоятельно решить задачу (упражнение 3).