Работа над новым материалом.
Дети составляют и решают задачу по рисунку в учебнике: На ветке сидело 5 птичек. 3 птички улетели. Сколько птичек осталось?
Учитель спрашивает: Птичек стало больше или меньше? — и говорит: Число птичек уменьшилось: их было 5, а стало сколько? (5 без 3 или 2). Решение записать на доске. Какое число мы уменьшали? (5). Оно называется уменьшаемым. Какое число мы вычитали? (3) Оно называется вычитаемым. Результат вычитания называется разностью.
Для лучшего усвоения названий компонентов и результата вычитания целесообразно сделать демонстрационный плакат, который нужно повесить в классе (рисунок ниже).
После чтения терминов на плакате читается текст в учебнике.
Для первичного закрепления устно под руководством учителя выполняются упражнения 1 и 5. При выполнении каждого задания полезно спросить, какое действие выполнялось и почему. Первые примеры из упражнения 5 решить письменно, а остальные — устно.
Работа над пройденным материалом.
1. Игра «Молчанка» (рисунок ниже).
2. Решение и составление задач (упражнение 4).
Задачу разобрать под руководством учителя. Можно выполнить схематический рисунок, изображая каждого человека кружком. Дети должны объяснить, почему задача решается вычитанием: 17 человек — это мальчики и девочки. Мы знаем, что мальчиков 8. Значит, чтобы узнать, сколько девочек, нужно из 17 вычесть 8.
Можно предложить ученикам составить задачу, похожую на данную.
Для самостоятельной работы предложить упражнения 2 и 3.
Примеры на табличное вычитание дети решают без объяснения вычислительного приема. Только при получении неверного ответа учитель просит рассказать, как выполняли вычисления.