I. Мобилизующий этап
Учитель. Внимательно послушайте отрывок из русской народной сказки. Жили- были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают. «А что, старуха, – говорит старик, – давай мы себе из снега дочку сделаем». «Давай, – говорит старуха».
Скажите, как звали девочку, которую вылепили старик со старухой.
Ученик. Девочку звали Снегурочка. (Учитель записывает слово Снегурочка на доске.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Определите, с какой буквы начинается последний слог в слове Снегурочка. Установите, какая это буква: заглавная или строчная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Последний слог в слове Снегурочка начинается с буквы к. Она строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква к».
Учитель. Тему урока мы установили. Давайте поставим его цель.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву к, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения Снегурочки
V. Работа в прописях по написанию строчной буквы к
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы к;
2) письмо учащимися строчной буквы к на планшете;
3) письмо учащимися строчной буквы к в прописях по образцу и самостоятельно с последующей самопроверкой;
4) письмо учащимися буквосочетаний с предварительным выявлением закономерности записи:
ки /// ка // кс /
Учитель. Назовите буквосочетания с буквой к. Скажите, в какой закономерности они записаны.
Ученик. В первом буквосочетании строчная буква к записана со строчной буквой и. Во втором буквосочетании строчная буква к записана со строчной буквой а. В третьем буквосочетании записаны строчные буквы кис. Между этими буквосочетаниями надо написать прямые короткие наклонные линии, число которых уменьшается на одну. (Учащиеся пишут с комментированием, указывая вид соединений букв.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске записаны слова: носок, кокос, кок.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Скажите, кто такой кок.
Ученик. Кок – это повар на корабле.
Учитель. Придумайте задания, с помощью которых можно выделить для записи каждое из этих слов. Какое задание можно составить для выделения первого слова?
Слушаются варианты заданий учащихся. Выбирается подходящий и интересный. Например: Запишем слово, в котором есть звонкий согласный звук. После этого слово носок записывается в тетрадь. Далее проводится аналогичная работа с оставшимися словами. Возможные задания детей: Запишите слово, в котором ударение падает на второй слог. (Кокос.) Запишите слово, которое начинается и заканчивается одинаковыми согласными. (Кок.)
VIII. Письмо предложения
На доске запись:
У……
У……
СПРАВКА: усы, коса, Нина, киска.
Учитель. Используя данные в справке слова, составьте два предложения. (Слушаются ответы учащихся. Правильный вариант: У Нины коса. У киски усы.)
Учитель. Запишите предложение, в котором два слова пишутся с заглавной буквы. (Дети пишут с комментированием предложение У Нины коса.)
IX. Итог урока
Учитель. Расскажите, что нового вы узнали на уроке.
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007