Работа над новым материалом.
Учитель вызывает к доске двух учеников, дает им флажки, и по его заданиям они проводят демонстрацию: У Саши было 4 флажка. Он отдал их Коле. Сколько флажков осталось у Саши?» Ответ: ни одного.
На доске сделать запись: 4 — 4 = 0.
Затем учитель вызывает двух девочек. У Веры 5 флажков, у Оли ни одного флажка. Запишем, сколько флажков у Веры (5), сколько флажков у Оли (0). Теперь узнаем, сколько всего флажков у этих девочек. Для этого к 5 прибавим 0, получится 5. Выполнить запись на доске: 5 + 0 = 5.
Аналогично разобрать случай вычитания нуля: У Васи 3 флажка. Сколько флажков останется у Васи, если он не отдаст ни одного флажка? Как это записать?
Так же демонстрируется и записывается случай 0 + 2.
Далее проводят работу по учебнику. Сколько яблок на тарелке слева? Сколько яблок на тарелке справа? Как узнать, сколько всего яблок на двух тарелках? (3 + 2 = 5)
По правому рисунку: Сколько груш в вазе слева? Сколько груш в вазе справа? Как узнать, сколько всего груш в двух вазах?» (6 + 0 = 6)
Затем аналогично рассматривают вычитание нуля по этим же рисункам. Для первичного закрепления под руководством учителя дети выполняют упражнение 1 (I и II столбики).
Работа над пройденным материалом.
1. Игра-соревнование.
На доске следующая запись:
Учитель вызывает двух учеников, они решают примеры, двигаясь навстречу друг другу с разных концов полосы. Ответы надписывают сверху, у вершин углов.
Выигрывает тот, кто раньше решит средний пример. Класс делится на две команды и следит за правильностью решения.
2. Работу над составом чисел (упражнение 3) выполняют устно.
3. Работу по таблице (упражнение 5) проводят по вопросам вида: Если сумма равна 11, а второе слагаемое 9, то каким должно быть первое слагаемое? Или: К какому числу нужно прибавить 9, чтобы в сумме получилось 11?
Для самостоятельной работы предложить упражнения 1 (III и IV столбики), 2 и 4.
После проверки упражнения 2 дать задание детям составить задачу о их помощи дома.