Обучение счёту и решению арифметических задач в начальной школе является первой ступенью к познанию детьми количественных отношений между явлениями окружающего мира.
В первых четырёх классах школы дети получают конкретные представления и элементарные понятия о жизни природы и деятельности выдающихся её преобразователей (И. В. Мичурин, Т. Д. Лысенко и др.), первоначальные знания о прошлом и настоящем своей родины, о жизни и деятельности великих вождей трудящихся — Ленина и Сталина.
Вооружая учащихся элементарными знаниями о природе и человеческом обществе, школа систематически приучает детей рассматривать изучаемые явления не изолированно друг от друга, а во взаимной связи с другими явлениями, находить ближайшие материальные причины явлений, рассматривать явления в их развитии. Дети, изучая под руководством учителя предметы и явления окружающего мира, убеждаются в их материальности. На конкретных примерах детям показывается могущество человеческого знания, побеждающего стихийные силы природы и помогающего преобразовать природу на благо социалистического общества.
Задачи первоначального обучения не ограничиваются, однако, сообщением определённой суммы знаний. Школа систематически развивает любознательность детей, прививает им интерес и любовь к чтению, развивает их умственные способности.
Дети учатся наблюдать предметы и явления окружающего мира, находить в них сходство и различия, группировать предметы по характерным признакам, устанавливать простейшие связи между явлениями, делать выводы и обобщения из наблюдаемых фактов, составлять описания и давать определения.
Разнообразная умственная работа школьников младшего возраста способствует развитию их внимания, воображения, логического мышления и памяти.
В процессе обучения дети приобретают элементарные понятия о коммунистической морали. В доступной форме школа знакомит учащихся с преимуществами советского общественного и государственного строя перед капиталистическим, пробуждает и воспитывает у детей любовь к своей родине, ненависть к её врагам, чувство национальной гордости за свой великий народ.
С первых лет обучения у детей воспитывается сознание долга в учении и труде, дети приучаются бережно относиться к общественному имуществу, охранять природу. Школа воспитывает у детей уважение к коллективу, чувство дружбы, честности и правдивости, вежливости и внимания к людям.
Одновременно с этим школа вооружает детей элементарными санитарно-гигиеническими знаниями и навыками и приучает их регулярно заниматься гимнастическими упражнениями. Дети учатся правильно сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать, выполнять простейшие гимнастические упражнения. В процессе игр, физических упражнений и спортивных занятий дети приобретают умение действовать в коллективе, выручать товарищей, воспитывают в себе дисциплинированность, решительность и смелость.
В связи с обучением в школе проводятся различного рода практические занятия: дети приучаются к посильному для них труду, приобретают элементарные знания и навыки в работе с простейшими материалами — бумагой, картоном, тканью, деревом, учатся выращивать цветы и овощи, ухаживать за мелкими домашними животными.
Большое внимание в начальном обучении уделяется эстетическому воспитанию детей. Школа пробуждает у детей любовь к красотам родной природы, знакомит их с наиболее выдающимися и доступными для их понимания произведениями отечественного искусства.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова