Работа над новым материалом.
На уроке следует рассмотреть несколько задач на разностное сравнение чисел, при решении каждой из них составить схематический рисунок, повторить те рассуждения, которые лежат в основе выбора действия, обратить внимание детей на то, каким действием решается задача.
Первые задачи предлагает учитель и записывает их кратко на доске, вызванные ученики делают схематический рисунок, записывая под ним решение.
1) «На тарелке 4 помидора и 6 огурцов. На сколько огурцов больше, чем помидоров?»
2) «Миша сделал для малышей 5 флажков, а Коля 8 флажков. На сколько флажков Миша сделал меньше, чем Коля?»
3) «Маше 6 лет, а ее брату 8 лет. На сколько лет Маша моложе брата?»
На доске получается запись:
Помидоров — 4 шт. Огурцов — 6 шт. На сколько … больше, чем …? | Миша — 5 фл. Коля — 8 фл. На сколько … меньше, чем … ? | Маше — 6 лет. Брату — 8 лет. На сколько … моложе, чем … ? |
6 – 4 = 2 Ответ: на 2 штуки | 8 – 5 = 3 Ответ: на 3 флажка. | 8 – 6 = 2 Ответ: на 2 года |
Учитель предлагает посмотреть еще раз на эти записи и сказать, какие числа сравнивали в каждой задаче и как это делали. (В первой задаче сравнивали числа 4 и 6. Для этого из 6 вычли 4, узнали, что 6 на 2 больше, чем 4) Аналогично для остальных задач.
Далее рассмотреть упражнение 1. По иллюстрации дети устно объясняют решение. Снова поставить вопрос, какие числа сравнивали и как это делали. Дети с помощью учителя формулируют вывод, а затем читают его по учебнику.
Работа над пройденным материалом.
1. Работа над ошибками. На данном уроке важно провести дифференцированную и индивидуальную работу с детьми, направленную на восполнение обнаруженных в их подготовке пробелов (с учетом типичных ошибок).
2. Закрепление представлений об отрезке и его длине. На этом уроке следует показать, как нужно чертить отрезок заданной длины (упражнение 4): отметить один конец отрезка, приложив линейку так, чтобы он совпал с делением 0 на линейке, отметить другой конец отрезка и соединить их по линейке. Концы отрезка обозначить черточками.
3. Под руководством учителя решить с записью в тетради верхнюю строку примеров из упражнения 3.
Для самостоятельной работы предложить упражнение 3 (нижняя строка) и упражнение 2. Полезно дать индивидуальные задания по письму цифр (на основе проверки письменной работы). В дальнейшем в указаниях к каждому уроку уже не будем говорить о работе над каллиграфией, однако она должна продолжаться в течение всего учебного года.