Деятельность пионерской организации является непременной составной частью воспитательной работы школы и помогает школе своими средствами решать единую общую задачу воспитания детей в духе советского патриотизма, в духе коммунизма.
Вся деятельность пионерской организации должна быть направлена таким образом, чтобы она соответствовала учебно-воспитательным задачам школы, была подчинена этим задачам, чтобы она являлась составной частью воспитательного процесса, осуществляемого в школе директором и учителями. Указание об этом было дано X2 пленумом ЦК ВЛКСМ и закреплено решениями X1 съезда ВЛКСМ.
Руководящая роль директора школы, учителей и классных руководителей в жизни пионерской организации подчёркнута в решениях X1 съезда ВЛКСМ: «Работа в звеньях, отрядах и дружинах должна вестись на основе активности и самодеятельности самих пионеров, развития инициативы детей под руководством директоров школ, учителей и классных руководителей» .
Важнейшая задача каждой пионерской организации — помочь пионерам и школьникам лучше овладевать знаниями, сообщаемыми в школе, приумножать эти знания и приобретать умения, необходимые для практической деятельности.
«Учиться хорошо и отлично — это самое главное патриотическое дело советских ребят. Именно с этого и начинается у вас коммунизм», — говорил М. И. Калинин, обращаясь к школьникам в своём приветствии пионерской газете «Ленинские искры» (Ленинград).
«Пионерская организация призвана содействовать учительству в привитии школьникам социалистического отношения к учению и общественнополезному труду; помогать учащимся хорошо учиться, развивать у них пытливость, любознательность, настойчивость и трудолюбие, стремление активно участвовать в жизни школьного коллектива. Пионер должен служить примером школьникам в учении и дисциплине» — так определены задачи пионерской организации и каждого пионера в решениях X1 съезда ВЛКСМ.

Воспитывать у пионеров жажду знаний, чувство ответственности за выполнение своих школьных обязанностей, любовь к книге, к чтению — эту задачу пионерская организация разрешает не механическим копированием методов школьного обучения, а своими средствами и методами, основанными на детской самодеятельности, инициативе и активности, на развитии разносторонних детских интересов, на организации многообразной практической деятельности пионеров.
Воспитательные задачи, стоящие перед пионерской организацией, осуществляются главным образом через активную детскую деятельность, организуемую самими детьми под руководством вожатого и учителя.
Воспитать коллективистов, умеющих сообща жить и работать, не отделяющих своего дела от дела общего, воспитать людей с ясной мыслью, горячими чувствами, умелыми руками, с высоко развитой внутренней дисциплиной (так определяла воспитательную задачу пионерской организации Н. К. Крупская) — возможно только в активной деятельности, в общественном труде, в совместных занятиях в детском коллективе.
Работа пионерского отряда организуется по плану, который составляется советом отряда под руководством вожатого и учителя. Приведём в качестве примера содержание плана работы отряда младших классов на учебную четверть:
Провести в отряде беседу «О красном знамени и пионерском галстуке».
Всем звеньям принести цветы для озеленения класса. Звеньями ухаживать за цветами.
Провести в отряде беседу о том, как учились в школе Ленин и Сталин. Отличники расскажут, как они готовят уроки, слабые расскажут, что им мешает хорошо учиться.
Провести сбор отряда на тему «Моя любимая книга». По звеньям собрать книги для отрядной библиотеки.
В звеньях провести коллективное чтение книги Кононова «Рассказы о Ленине».
В отряде провести беседу «О честном пионерском слове».
Каждому звену приготовить к сбору отряда новую игру.
Отряды старших классов записывают в своих четвертных планах примерно следующее:
Провести экскурсию в музей краеведения, а потом беседу в отряде о том, что нового узнали во время экскурсии.
По звеньям научиться петь «Песню о краснодонцах», а потом — всем вместе, отрядом.
Провести в отряде конкурс на лучшего чтеца художественной литературы.
Подготовиться по звеньям к сбору дружины на тему «Годовщина Великого Октября».
Провести читательскую конференцию по книге А. Фадеева «Молодая гвардия».
По звеньям приготовиться к отрядной беседе на тему «Как мы учимся».
Организовать соревнования по бегу и прыжкам.
Провести беседу на тему «Что значит иметь сильную волю».
Участвовать в «Неделе сада».
План направляет жизнь отряда в том случае, если его выполнение происходит организованно, под руководством вожатого и учителя, если задания между пионерами распределяются равномерно, с учётом сил и индивидуальных склонностей отдельных пионеров.
Значительное место в пионерской организации занимают сборы.
Приведём темы отрядных сборов, проведённых некоторыми школами:
«Москва — сердце Родины», «Комсомол в борьбе за власть Советов», «Памяти В. И. Ленина», «Железный Феликс», «Наша Зоя», «Герои Краснодона», «Миклухо-Маклай — великий русский путешественник», «Кем быть?» и др.
В 1948/49 учебном году повсеместно проходили пионерские сборы, посвящённые гениальному русскому поэту А. С. Пушкину, преобразователю природы И. В. Мичурину, а также сборы, связанные с пропагандой государственного плана насаждения полезащитных полос («Поможем родине победить засуху!»).
Пионерская организация таким образом постоянно связывается с общественной жизнью страны.
Сборы помогают пионерам расширять свой общественно-политический кругозор, углублять школьные знания, они воспитывают разносторонние интересы детей.
Большой любовью школьников пользуются пионерские костры. Летом эти своеобразные сборы проходят вокруг пылающего костра, зимой в помещении создаётся искусственный костёр. Таковы традиционные костры, посвящаемые памяти В. И. Ленина, так проходят костры, посвящённые истории и славным боевым заслугам Советской Армии. У костра происходят встречи с знатными людьми страны. Задушевные беседы тогда чередуются с любимыми песнями, весёлыми детскими плясками.
В целях воспитания в пионерах социалистического отношения к учению, пионерская организация практикует сборы на такие, например, темы: «Хорошо учиться — дело чести пионера», «Книга — наш спутник и друг», «Беречь время — своё и чужое».
В одной московской школе успешно прошли сборы 3 и 4 классов, посвящённые X1 съезду комсомола на тему: «Работай, живи и учись для народа, Советской страны пионер!». В той же школе перед экзаменами проходили сборы 4 классов на тему: «Отлично и хорошо сдадим экзамены!».
Успешно и живо проходят отрядные сборы на темы различных путешествий как подлинных, так и воображаемых.
Общеизвестно, что дети любят путешествовать. И пионерские отряды, начиная с 4 классов, организуют как настоящие путешествия, так и походы, и путешествия воображаемые, осуществляемые с помощью книг и географических карт, — по родному краю, в глубь веков, вокруг земного шара, по партизанским тропам, по следам недавних боёв с фашистами и т. п.
Путешествуя, совершая экскурсии, дети расширяют познания в области географии, отечественной истории, изучают флору и фауну, составляют коллекции, собирают фольклор, проникаются героикой социалистического труда, переживают героику войн — гражданской и Великой Отечественной.
Конкурсы в отряде на лучшее звено по знанию истории городов СССР, на лучшего читателя в звене, на лучшего в отряде чтеца художественных произведений организуют и направляют стремления пионеров к овладению знаниями, способствуют возникновению живого и увлекательного соревнования между звеньями, проявлению детского творчества и развитию личных склонностей и способностей детей.
В отрядах 4 классов, под руководством учителя, можно организовать изготовление книжек-самоделок. Пионеры следят за газетами и журналами, делают вырезки по определённым темам, наклеивают вырезки, иллюстрируют и переплетают. Так создаются сборники на различные темы, или книги с отдельными рассказами, небольшими произведениями.
Важное значение в деятельности пионерской организации приобретает о б щ е ств е нн ая р аб ота . В тяжёлые годы Великой Отечественной войны пионеры собирали средства в фонд обороны родины, принимали участие в полевых работах, были частыми посетителями госпиталей, помогали ухаживать за ранеными, часто выступали перед бойцами и командирами с песнями, плясками, чтением художественной литературы; тимуровцы окружали вниманием и заботой семьи ушедших на фронт, помогали в уходе за малышами и выполняли необходимые домашние работы.
В послевоенное время пионеры окружают своей заботой инвалидов Отечественной войны, семьи, потерявшие близких на фронте. Они берут на себя заботу и уход за могилами воинов, павших в Великой Отечественной войне: зимой они расчищают могилы от снега, а весной и летом любовно украшают их цветами.
Когда школа шефствует над детским домом, пионеры берут на себя заботы о малышах: мастерят для них игрушки, организуют с ними игры, участвуют в хозяйственных работах детского дома, а если надо — помогают слабо успевающим воспитанникам.
В пионерской организации большое место занимает забота пионеров 3 и 4 классов о малышах 1 и 2 классов. Пионеры следят за их школьными принадлежностями, учебниками, за их успехами в учении, проводят е ними игры, разучивают новые песни, читают им вслух интересные книжки.
Пионеры участвуют в ремонте учебников и книг школьной библиотеки, в ремонте и изготовлении простейших учебных пособий. Они участвуют в благоустройстве школы: проводят озеленение классов, усадьбы школы, работают на пришкольном участке, устраивают спортивные площадки. Пионеры 3 и 4 классов зимой ухаживают за комнатными цветами, а весной устраивают цветники перед школой, детским садом, клубом.
Многие отряды создают у себя библиотеки из книг, приносимых пионерами из дома, самостоятельно ведут библиотечное хозяйство с картотекой, читательскими формулярами, организуют выдачу книг, обсуждение прочитанных книг.
Пионерская организация сельской школы проводит значительную общественную работу в помощь колхозу: летом оказывает посильную помощь в культурном обслуживании полевых станов, в разноске газет для полевых бригад и звеньев, в выпуске стенных газет и т. д. Младшие пионеры охотно участвуют в сборе колосьев при уборке урожая, помогают в сборе овощей и фруктов.
В 1947 г. в одной школе Кемеровской области было организовано из школьников 4 класса звено высокого урожая, и под руководством учителя В. Д. Баклыкова звено добилось сбора пшеницы с гектара, превысившего в четыре раза установленную планом урожайность. Учителю В. Д. Ба- клыкову присвоено звание Героя Социалистического Труда и вручена золотая медаль «Серп и молот», четверо пионеров награждены медалями «За трудовую доблесть».
Участие в подготовке к выборам в верховные и местные советы стало традицией пионерских организаций города и деревни. Пионеры разносят приглашения избирателям, служат связными в работе избирательной комиссии, занимаются с малышами в детской комнате, выступают с художественной агитацией перед избирателями.
Пионерский клич «Украсим Родину садами!» нашёл горячий отклик среди детей. Пионеры организуют посадку деревьев, цветов и кустарников вокруг своих школ, в родном колхозе, во дворах городских домов, в скверах, озеленяют детские Дома и ясли. Младшие пионеры помогают старшим собирать семена деревьев и кустарников, ухаживают за посаженными растениями и охраняют их.
Пионеры принимают участие в выполнении сталинского плана насаждения полезащитных полос.
Так пионеры одной из семилетних школ Московской области в 1948/49 учебном году собрали тонну сосновых шишек, 4 кг семян липы, 5 кг семян клёна, 1 кг семян ясеня. Пионеры высадили свыше тысячи черенков акаций вдоль школьного участка, создавая тем самым живую изгородь вокруг школы. Вместе с колхозниками школа участвовала в озеленении берегов соседней речки.
Выбор общественной работы пионеров определяется направлением нашей общественной жизни и той конкретной обстановкой, в которой находятся и работают школа и пионерская организация. Тесная связь пионерской организации с комсомолом, советы руководителей школы и учителей, собственная инициатива пионеров, внимательно вглядывающихся в окружающее и полных желания изменить его к лучшему, — подсказывают содержание и виды общественной работы пионерской организации.
При организации общественной работы надо помнить, что эту работу необходимо подчинять учебно-воспитательным задачам школы, что недопустима перегрузка учащихся.
В 1948 г. ЦК ВКП(б) в специальном постановлении «О мерах по устранению перегрузки учащихся общественной и другой неучебной работой» указал на факты перегрузки и требовал покончить с подобной практикой, которая вредно отражается на качестве учебной работы.
Обобщая установившиеся в пионерской организации формы воспитательной работы и её содержание, ЦК ВЛКСМ в постановлении от 13 марта 1947 г. рекомендует:
В звене проводить посильную для пионеров общественную работу; устраивать экскурсии и походы по изучению родных мест; читать вслух книги, детские газеты; и журналы; обсуждать прочитанное; устраивать спортивные соревнования; в звеньях пионеров младших классов проводить детские игры.
В отряде проводить популярные беседы и доклады о большевистской партии, о жизни великих вождей Ленина и Сталина, о нашей социалистической родине, о комсомоле, о пионерах, сборы, посвящённые революционным праздникам; устраивать коллективные просмотры кинофильмов и спектаклей, обсуждать их; проводить экскурсии в музеи, походы, соревнования между звеньями, организовывать смотры работы звеньев; рассматривать планы работы отряда, а также темы и планы сборов отряда; обсуждать заявления школьников о приёме в пионеры, а на сборах старших классов (V1 — V2) — заявления пионеров о выдаче им рекомендаций для вступления в комсомол.
В дружине принимать учащихся в ряды юных пионеров, устраивать смотры работы пионерских отрядов, показ художественной самодеятельности, физкультурные и спортивные соревнования, выставки работ пионеров по технике, по труду, по изобразительному творчеству, стенных газет и т. п., проводить торжественные сборы, посвящённые революционным праздникам; выпускать стенную газету.
Большое разнообразие занятий детей в пионерской организации, в основном, сводится к следующим видам:
а) занятия, содействующие повышению качества школьных знаний и овладению практическими умениями и навыками;
б) занятия, расширяющие политический и культурный кругозор детей;
в) общественная деятельность пионеров;
г) физкультура, спорт и туризм;
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова