Литературный монтаж в начальных классах

literaturnyj montazh v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Слово «монтаж» означает соединение, сборку, установку, расположение основных частей по определённому плану для получения целого сооружения или произведения.

В литературном монтаже могут быть использованы стихи и проза, музыка и пение, драматический отрывок и отдельные сценки. Сухой и не сценический, но ценный по содержанию, документальный материал может звучать ярко и убедительно, если он удачно вмонтирован в общий художественный текст.

Большие художники-чтецы часами занимают слушателей мастерским исполнением литературных композиций. Но для чтецов-школьников, как правило, выступления должны быть короткими.

Литературный монтаж можно составить на любую тему, посвящённую событиям общественно-политической жизни, историческому факту, жизни и деятельности выдающегося человека: вождя, героя, учёного, писателя и т. п.

Хорошо определяют линию монтажа лозунги и эпиграфы, выражающие основную мысль произведения или его частей. Например, для литературного монтажа к годовщине Советской Армии можно взять такие эпиграфы:

К вступлению. В одну благодарность

сливаем слова

Тебе, краснозвёздная лава,

Bo веки веков, товарищи, Вам —

Слава, слава, слава!

(В. Маяковский).

К 1 -й части. Красная Армия в дни гражданской войны:

По военной дороге

Шёл в борьбе и тревоге

Боевой 18-й год.

(А. Сурков).

Ко 2-й части. Советская Армия в дни Великой Отечественной войны: Бей, чтоб стала жизнь счастливей, Враг чтоб сгинул навсегда, Бей за сёла, бей за нивы, Бей за наши города.

(А. Прокофьев).

К 3 -й части. Советская Армия в дни мирного строительства:

За то, чтоб Родина цвела,

За то, чтоб молодость была.

За мир, за правду

в мир пришла

Красная Армия.

(С. Стальский).

По этой схеме материал подбирается и монтируется так, чтобы была раскрыта мысль, выраженная в эпиграфах каждой части.

Руководствуясь намеченным планом, составитель последовательно располагает куски, чередуя стихотворный, прозаический, музыкальный текст так, чтобы основной тематический замысел, идея монтажа логично и убедительно раскрывались перед зрителем.

Примером самого простого монтажа может служить соединение двух произведений, как бы дополняющих одно другое. Например, перед выступлением хора, исполняющего песни о Сталине, можно прочитать стихотворение, посвящённое вождю народов. Чтение и непосредственно последующее за ним хоровое исполнение воспримутся как одно целое.

В монтаже выгодно использовать различные сценические приёмы.

Живые тени, кино, танец, самые разнообразные театральные формы могут найти своё место в монтаже, но они должны быть логически оправданы и развёртываться, не нарушая единства действия.

При монтировке следует добиваться, чтобы переходы от одной части к другой были последовательными. Необходимо преодолевать случайности, «лоскутность» материала.

Составляя литературный монтаж, нужно стремиться к тому, чтобы в нём чередовались нарастания внутренней напряжённости и моменты спада. Понятно, что при этом удачно использованный свет, музыкальное или шумовое оформление могут создать нужный сценический эффект. Литературная композиция монтажа не должна быть длинной и скучной. Нельзя подбирать материал механически по одному лишь признаку — соответствия его теме. При большом количестве материала для монтажа надо отбирать лишь то, что будет звучать выразительно, запечатлевающе и «без лишних слов» раскроет перед слушателями идею произведения.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment