Подготовка учителя к уроку в начальной школе

podgotovka uchitelya k uroku v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Непременным условием хорошего урока является тщательная подготовка к нему учителя. Некоторые учителя склонны думать, что готовиться к уроку должен только начинающий учитель. Такая точка зрения является в корне неправильной. Опыт показывает, что лучшие учителя, имеющие большой стаж педагогической работы, готовятся к каждому уроку и уделяют этому весьма много времени и внимания. Учитель может овладеть мастерством обучения детей при условии, если он будет углублённо и систематически от урока к уроку работать над содержанием учебного материала и над методикой его преподавания. Лишь только тот урок может быть проведён правильно, успешно и интересно, материалом которого учитель овладел в совершенстве. Поэтому первой задачей учителя при подготовке к уроку является детальное ознакомление с его содержанием. Необходимо внимательно прочитать соответствующие статьи или параграфы учебника, продумать научную и идейную стороны учебного материала, точно определить его объём для урока, выделить основное, установить степень трудности материала, учитывая подготовку детей. Учитель должен брать для урока материал в таком объёме, чтобы иметь возможность основательно и неторопливо изучить его с детьми в положенное для этого время.

Затем учителю следует определить формы использования материала на уроке и в зависимости от этого тщательно его проанализировать. Если материал предназначается для рассказа учителя или беседы с детьми, то необходимо:

1)    установить п о сл ед о в атель н о сть в изложении материала и разделить его на логические части;

2)    выделить о с н о в н о е , на чём должно быть сосредоточено главное внимание при изучении материала;

3)    точно запомнить примеры, о пределения , выводы , им ен а , наз в ания , д аты и т. д.;

4)    пр о думать детально р ас с каз с точки зрения задач коммунистического воспитания и наметить в опросы для беседы.

Если материал предназначается для устных или письменных упражнений с целью закрепления пройденного, то учитель должен ознакомиться с ним пр актич е с ки — задачи и примеры прорешать, текст разобрать и т. д.

Если материал предназначается для чтения на уроке, то необходимо:

1)    внимательно прочитать рассказ или статью, уяснить себе научную и идейную стороны их содержания и продумать объяснение наиболее трудных мест текста;

2)    выделить незнакомые для детей слова и выражения и продумать их объяснение;

3)            наметить вопросы и задания в связи с чтением.

Ознакомление с содержанием урока не должно ограничиваться изучением материала учебника. Знания учителя должны выходить далеко за пределы того учебника, по которому учатся дети. Поэтому при подготовке к уроку надо освежить в своей памяти все те знания, которые углубляют и расширяют содержание урока. С этой целью полезно использовать учебники для средней школы, различного рода пособия и соответствующую научно-популярную литературу.

Вторая задача подготовки учителя к уроку — это тщательное изуч е – ни е м етодики работы на уроке. Уже в процессе ознакомления с материалом урока необходимо продумать и методы работы с детьми. Ознакомившись с материалом урока, учитель должен просмотреть методические руководства и составить ясное представление о том, какими методами и приёмами следует изучать с детьми данный материал или как он должен быть использован для закрепления уже имеющихся у детей знаний.

Продумав организацию и методы работы на уроке, учитель подбирает наглядные пособия, проверяет их годность, проделывает опыты, если они будут проводиться на уроке, и определяет содержание, форму и объём домашней работы детей. После этого учитель приступает к составлению плана урока.

В плане урока сначала записывается те м а урока. Затем может быть указана цель урока. Если же цель ясна из темы, то она обычно в плане не указывается. Тема урока даётся в развёрнутой и законченной формулировке, ясно и точно определяющей содержание урока, рассчитанное на учебный час. Например, такая тема урока, как «Деление трёхзначных чисел, оканчивающихся нулём, на однозначное число», неточна, неопределённа и велика для одного урока. И, наоборот, тема урока в такой формулировке, как «Деление трёхзначных чисел, оканчивающихся нулём, на однозначное число, когда в отдельности сотни и десятки делятся на однозначное число», ясна без всяких комментариев.

Следует избегать обезличенных уроков, тема которых формулируется одним словом «Продолжение» или «Повторение». Такие уроки свидетельствуют о неподготовленности учителя к уроку и являются одной из причин непроизводительного расходования учебного времени.

Записав тему урока, учитель указывает затем в плане х од ур о ка , кратко описывая содержание и формы работы в их методической последовательности, например:

Арифметика. 25 января:

Тема урока. «Ознакомление учащихся с делением многозначных чисел на двузначные».

1.    Проверка домашней работы.

2.    Подготовительные упражнения к объяснению нового материала урока: устное решение примеров на деление двузначного числа на двузначное (80 : 16; 72 : 24; 48 : 12; 96 : 24 и т. д.).

3.   Объяснение нового случая деления на решении примеров: 912 : 24; 864 : 36; 792 : 22; 4 958 : 37; 6 975 : 75; 5 568 : 64; 4 408 : 58; 41 424 : 48.

4.    Упражнение в решении примеров и одной задачи на деление многозначного числа на двузначное (примеры из задачника №№ задача №..).

5.    Задание на дом: вторые столбики из упражнения №

План может быть записан учителем и более подробно. Так, в приведённом примере третий момент работы на уроке может быть записан следующим образом:

«Объяснение деления трёхзначного числа на двузначное на примере 912 : 24. Решение с детьми примеров 864 : 36; 792 : 22; 4 958 : 37. Объяснение деления четырёхзначного числа на двузначное, когда тысячи и сотни составляют число, меньшее делителя, — 6 975 : 75. Решение примеров 5 568 : 64; 4 408 : 58; 41 424 : 48. Вывод: как разделить многозначное число на двузначное».

Подробную запись плана урока полезно практиковать при изучении трудных разделов программы, особенно начинающим учителям.

Как видно из приведённого примера, план урока составляется без всяких граф и колонок, в виде сплошной записи. В конце плана урока можно записать фамилии учеников, которых учитель намерен спросить на уроке, а также оставить место для замечаний о том, как прошёл урок, как выполнена намеченная планом работа. Такие замечания нередко встречаются в планах опытных учителей, и там более они необходимы для начинающего учителя. Оборудование урока и методы работы отдельно в плане не указываются; они входят в общий текст записи хода урока.

При раскрытии в плане урока содержания объяснений, рассказа или беседы учителя с детьми необходимо не только характеризовать образовательные стороны урока, но и отражать его воспитательные задачи. Так, например, план урока на тему «Днепрогэс» может быть составлен следующим образом:

1.    Проверка домашней работы.

2.    Рассказ учителя о днепровских порогах и строительстве Днепрогэса. Попутно показать на карте и на рисунках место, где находились пороги, и при рассказе привести яркие примеры преодоления трудностей при строительстве Днепрогэса; рассказать о разрушениях, причинённых Днепрогэсу фашистскими захватчиками, и о героическом труде советских людей по восстановлению Днепрогэса. Разъяснить детям значение сооружения Днепрогэса для социалистического хозяйства и пр.

3.    Чтение и объяснение статьи из учебника «Днепрогэс».

4.    Беседа: воспроизведение полученных знаний. В заключение беседы подчеркнуть, как под руководством коммунистической партии и вождя трудящихся товарища Сталина побеждается и преобразуется природа на пользу социалистической родины.

5.    Задание на дом: подготовить пересказ статьи учебника «Днепрогэс».

Таким образом, воспитательная работа, которую учитель проводит на уроках, планируется им в одном плане с учебной работой, в тесной связи с ней.

Отражая в плане урока последовательный ход работы, учитель должен исходить из общих дидактических требований к процессу обучения. Изучение нового материала в большинстве случаев начинается с повторения тех знаний, которые органически связаны с новым материалом и являются для него основой. Так, например, прежде чем изучать правописание падежных окончаний имён существительных, необходимо повторить склонение, поупражнять детей в различении падежей; прежде чем изложить вопрос о трудовой жизни населения и о направлении и характере хозяйственного строительства в какой-либо зоне, надо предложить детям вспомнить о природных условиях этой зоны и т. д. За повторением следует сообщение новых знаний, а затем закрепление их и проверка.

План урока, на котором учитель намерен сообщить детям новый материал, может быть представлен в следующем общем виде:

1.    Проверка выполнения заданного детям на дом (если это задание было дано). Указать, что будет проверяться.

2.    Повторение с учащимися из пройденного того материала, который необходим для усвоения нового. Указать, как будет проводиться повторение: будет ли это беседа (о чём), или же это будут упражнения (какие, на каком материале).

3.    Объяснение детям нового материала. Указать методы и приёмы объяснения (рассказ, беседа). О чём будет рассказывать или беседовать учитель. Какой наглядный материал будет при этом использован.

4.    Воспроизведение с учащимися того, что им было объяснено учителем. Указать, как будет проводиться воспроизведение (беседа, разбор текста, решение примеров и т. д.).

5.    Закрепление полученных учащимися знаний или путём чтения учебника (что будет прочитано), или путём упражнений (каких).

6.           Задание на дом. Указать, что будет задано.

Конечно, эта схема плана урока может быть только примерной. В зависимости от содержания урока и целей, которые ставятся учителем, она может быть существенно изменена. Так, например, повторение в начале урока может быть тесно связано с проверкой домашней работы учащихся; объяснение нового материала может проводиться учителем по частям, с воспроизведением каждой части; воспроизведение после объяснения всего материала может быть иногда объединено с закреплением; последнее очень часто является предметом самостоятельного урока и т. д.

В практике учителя весьма возможны не только отдельные уроки сообщения новых знаний, но и уроки закрепления, повторения и учёта. Нередко изучение какой-либо темы требует с и сте мы ур ок о в , внутренне связанных между собой. В этом случае вначале целый урок может быть посвящён подготовке учащихся к восприятию новых знаний, т. е. повторению того, что лежит в основе сознательного усвоения нового материала. Такие уроки повторения проводятся примерно по следующему плану:

1.    Воспроизведение в беседе с учителем ранее пройденного с попутным разбором примеров и выполнением необходимых упражнений на классной доске.

2.    Самостоятельные упражнения учащихся под руководством учителя с целью закрепления воспроизведённых знаний.

3.           Проверка выполненной работы, разбор и исправление ошибок. Задание на дом.

Вслед за этим урок сообщения новых знаний может быть построен таким образом:

1.    Проверка домашнего задания; опрос учащихся с целью выяснения степени подготовки к предстоящему изучению нового материала.

2.    Объяснение нового материала с постепенным переходом в беседу с целью воспроизведения сообщённых учителем знаний и активного овладения ими.

3.           Задание на дом с предварительными упражнениями в классе.

Вслед за этим проводится урок закрепления знаний, который может быть развёрнут по следующей схеме:

1.    Проверка домашней работы; опрос учащихся с целью проверки и воспроизведения сообщённых на предыдущем уроке знаний.

2.    Упражнения на основе усвоенного учебного материала, сначала с учителем, а затем самостоятельно.

3.    Проверка самостоятельной работы учащихся, исправление ошибок. Задание на дом для продолжения работы, начатой в классе.

После изучения темы целесообразно иногда провести учётный урок, который заключается в сочетании индивидуального устного опроса с фронтальными письменными ответами по заданиям учителя.

Письменная проверка знаний учащихся может занимать целый урок, например, решение контрольных задач, примеров, проверочный диктант, сочинение и т. д. Учителю следует также иметь в виду, что дидактические элементы, из которых складывается процесс обучения, тесно переплетаются между собой: сообщение новых знаний часто сопровождается повторением ранее пройденного и закреплением его; проверка знаний учащихся является по существу и повторением; в закреплении и повторении почти всегда имеются элементы новых знаний и т. д.

Необходимое для урока оборудование: приборы, карты, портреты, раздаточный материал и т. п., а также книги и средства письма — мел, чернила, бумага и т. д. должны быть подготовлены своевременно, до начала урока. Предметы оборудования надо так подготовить и расположить в классе, чтобы пользование ими на уроке не требовало от учителя и учащихся лишней затраты времени.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment