1. Упражнения в нахождении суммы нескольких одинаковых слагаемых. На доске записаны примеры: 7 + 7 + 7 + 7, 6 + 6 + + 6 + 6 + 6, 4 + 4 + 4, 3 + 3 + 3 + 3 + 3. Дети, следя за указкой учителя, прибавляют по 7, учитель записывает ответ и спрашивает: Чем интересен пример, который мы решали, сумму каких слагаемых мы находили? Сколько таких слагаемых мы сложили? Сколько раз по 7 мы взяли? Аналогично работают дальше.
Возвращаясь к решенным примерам, учитель задает вопросы: В виде суммы каких одинаковых слагаемых можно представить число 28? Кто сумеет представить это число в виде суммы двух одинаковых слагаемых? В виде суммы каких одинаковых слагаемых можно представить число 12? Как по-другому можно представить число 12 в виде суммы одинаковых слагаемых? После этого устно решить примеры последнего столбика из упражнения 5.
2. Решение задач. Особое внимание на данном уроке следует уделить закреплению умения решать задачи с использованием схематического чертежа. К задаче 1 упражнения 1 учитель делает такой чертеж на доске, сопровождая свои действия пояснениями: Коля шел в школу по тропинке. Я рисую эту тропинку. Вот здесь Колин дом, показывается начало отрезка, а здесь вход в школу. Прочитайте в условии задачи, сколько метров пройдет Коля, если он будет идти по тропинке. Под диктовку детей рядом с отрезком записывает: 70 м.
А теперь я нарисую другую дорогу, по которой шла Катя. По другой дороге ей нужно идти сначала прямо, показывает путь пунктиром, а потом у перекрестка, отмечает точкой, повернуть к школе, соединяет конец отрезка с точкой, обозначающей вход в школу. Посмотрите в условии задачи, сколько метров надо пройти Кате до поворота, показывает соответствующий отрезок и над ним записывает: 50 м, а сколько еще надо пройти после поворота. 40 м. О чем спрашивается в задаче? Можно ли это узнать сразу? Что нужно узнать сначала? Сначала нужно узнать, сколько метров надо пройти до школы, если идти по шоссе, а потом повернуть, показывает на чертеже. Как это можно узнать? 50 + 40 = 90. Как же теперь узнать, на сколько этот путь длиннее? 90 — 70.
Решение задачи дети записывают в тетрадях.
Затем ученики читают условие задачи 2 упражнения 1. Вызванный ученик показывает на схематическом чертеже путь, которым шел Коля. Выясняется, сколько всего метров Коле надо пройти и сколько он уже прошел. Задачу решают устно.
3. Закрепление представлений о единицах измерения длины. Упражнение 3 выполнить устно. Если понадобится, можно использовать модели метра, дециметра, сантиметра.
4. Закрепление знания устных и письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100.
Устно решить упражнение 5 (III столбик). При этом повторить порядок выполнения действий в выражениях со скобками.
У доски и в тетрадях письменно с проверкой и краткими пояснениями решить первые два примера из упражнения 4.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 2, 4 (III, IV примеры с записью столбиком и с проверкой), упражнение 5 (I и II столбики с записью только ответов).