Работа над новым материалом.
В качестве подготовки к рассмотрению нового приема важно повторить с учащимися приемы устного и письменного вычитания в случаях вида 40 — 6, а также приемы устного выполнения вычитания в случаях вида 50 — 24.
Учитель записывает заранее на доске примеры (в одну строку): 70 — 4 = 50 — 3 = 80 — 56 = . Вызванный ученик решает первый пример устно с подробным объяснением и записывает ответ. Единицы вычитают из единиц, но в числе 70 есть 7 десятков и нет отдельных единиц. Разложу 70 на 60 и 10, 10 — 4 = 6, 60 и 6, получится 66.
Другой ученик решает этот же пример, записав его ниже столбиком. Вычитать нужно единицы из единиц, но в числе 70 есть 7 десятков и 0 единиц. Возьму из семи десятков 1, чтобы не забыть об этом, поставлю над цифрой 7 точку. 1 десяток — это 10 единиц. Вычитаю из 10 единиц 4, получится 6. Пишу 6 под единицами. Было 7 десятков, но 1 десяток мы взяли для вычитания единиц. Осталось 6 десятков. Пишу 6 под десятками. Читаю ответ: 66.
Затем так же разбирается следующий пример и устно с подробным объяснением решается пример 80 — 56.
После такой подготовки учитель говорит, что и этот пример легче решить, записывая числа столбиком. Вызванный ученик под руководством учителя проводит соответствующее объяснение. Далее с комментированием решить первые два примера из упражнения 1.
Работа над пройденным материалом.
Закрепление навыков устных вычислений в пределах 100 проходит при выполнении упражнения 3 (III столбик), при проведении игры «Угадайка». Учитель говорит, что он сложил 2 числа получил 16 (11, 13, 17, 18 и т. п.). Дети должны отгадать, какие числа он сложил.
Для самостоятельной работы предложить детям в классе или дома по учебнику поучиться объяснять решение примера 50 — 24 и решить примеры из упражнения 1 (3, 4, 5-й примеры), 3 (I и II столбики) и задачу (упражнение 2).