На этом этапе дети изучают гласный звук и и согласные к, п, т, ж, в, з, й.
Основная задача этого второго этапа букварного периода обучения грамоте — овладение детьми письмом и чтением прямого и закрытого слогов, в которых первый согласный звучит мягко (после буквы, обозначающей этот звук, стоит буква и):
ли–са, пи–ла, зи–ма, пил, вил, рис, вил–ка, пи–сал, ло–вит, во–зит, но–сит, лип–ка, нит–ка, вил–ка.
Учитель не должен переходить ко второму этапу работы до тех пор, пока дети не научились сразу схватывать прямой слог: для того чтобы правильно читать прямой или закрытый слог с мягким согласным в начале слога, детям нужно воспринимать не только первую, но и вторую букву; только в этом случае они могут сообразить, что первая буква (согласная) читается мягко (ли-па).
То же самое нужно и при письме: произнося прямой слог с мягким согласным (например ли), ученик должен думать не только об изображении первого звука, но и об обозначении его мягкости путём постановки после согласного соответствующей гласной буквы.
Для того чтобы дети осознали звуковое строение слога и уяснили роль гласных звуков в образовании слогов в русском языке, рекомендуется при переходе ко второму этапу букварного периода составить две таблицы букв — гласных и согласных, обозначив гласные красным цветом, а согласные — чёрным.
Особое внимание в начале второго этапа букварного периода следует обратить на упражнения в выделении из слов мягких согласных, в подборе слов с мягкими согласными и в образовании с ними прямых слогов, включающих гласный звук и. Дети должны узнать, что согласные бывают не только твёрдыми, но и мягкими: лы-жи — л твёрдый, ли-па — ль мягкий, мыши — м твёрдый, Ми-ша — мь мягкий и т. д.
Дети подбирают на слух слова с мягкими согласными: лиса, лес, лён. Лиза, лето; Миша, мел, месяц, мяч, мёд и др. Только после этого можно приступить к чтению и письму слов с прямыми слогами, в которых мягкий согласный стоит перед и; дети практически усваивают два простых правила: а) перед и согласные читаются мягко, б) мягкость согласных обозначается буквой и, стоящей после согласной.
Можно вывесить на стене класса таблицу целых слогов с гласной и: ми, ли, ри, си, ни, хи, увеличивая их количество по мере прохождения новых согласных: ки, ти, ви, зи.
Надо сказать детям, что все согласные перед и читаются мягко, кроме ш и ж; слоги ши и жи, наоборот, всегда читаются твёрдо. Таблицу с этими слогами надо повесить отдельно и время от времени обращаться к ней, требуя от детей твёрдого чтения этих слогов, в отличие от всех остальных слогов с буквой и.
Читая с детьми слоги ни, ли, ти, си и другие, учитель непременно должен требовать от детей добавления к ним недостающих частей до полного слова (пи — пила, ли — лиса, Ти — Тима, Си — Сима).
В конце второго этапа дети знакомятся также с обозначением через букву ь мягкости согласного, стоящего в конце слога или слова (соль, конь). Узнают они также и неслоговую разновидность звука и (й) (мой, твой, сарай, работай, сажай, рисуй).
Приёмы звукового анализа остаются в основном те же, что и на первом этапе букварного периода.
Особое значение при практическом изучении мягкости и твёрдости согласных приобретает приём сопоставления слов (мыло — мило, сыты — сито и т. д.), а при выделении глухих мгновенных — приём договаривания к — лу–к, т — ро–т, так как эти согласные особенно ясно слышны именно в концах слов.
Приём сопоставления применяется и при изучении ь и й (кон — конь, шар — шарь, мои — мой, сараи — сарай и т. д.).
Приёмы синтеза, наиболее применимые на втором этапе букварного периода, в основном те же, что и на первом этапе, т. е — синтез на основе анализа, чтение по подобию и наращение звуков.
Из этих приёмов синтеза большее значение, чем на первом этапе, приобретает приём чтения по подобию. К этому времени дети усваивают уже довольно много согласных; замену одних букв другими в целях их преобразования можно производить довольно легко.
Кроме этого, вводится новый приём — сопоставление слов по начертанию (мыло — мило, мыши — Миша, кон — конь). Этот приём следует применять при чтении слов, отличающихся одно от другого только мягкостью или твёрдостью согласных.
Прежде чем читать такие пары слов, учитель предлагает детям внимательно посмотреть на слова и определить, чем отличается одно слово от другого. В зависимости от этого дети читают согласные в одних случаях твёрдо (мыло, кон), в других мягко (мило, конь).
На втором этапе букварного периода разрезная азбука имеет такое же широкое применение, как и на первом. Составление и чтение слов (после анализа их), преобразование слов путём замены и добавления букв, сопоставление слов по начертанию — все эти виды работ проходят на уроках при непременном применении разрезной азбуки.
Чтение настенных таблиц и букваря следует за работой с разрезной азбукой.
На этом этапе обучения грамоте можно постепенно вводить чтение слов, в которых встречается расхождение письма с произношением; но необходимо каждый раз чтение таких слов подготовлять чтением родственных слов, где нет этого расхождения: после прочтения слова вол (с ударным о) можно читать волы (с безударным о), после слова сосны — можно дать прочесть слово сосна. Так же следует поступать и при чтении слов с звонкими согласными на конце: сначала предложить прочесть ножи, потом нож, сначала возы, а затем воз.
Уроки изучения нового звука и буквы на этом этапе проводятся примерно по следующему плану.
Знакомство со звуком и буквой в.
1) Выделение из предложений слов со звуком в (вол, вата, вилы).
2) Разложение слов на слоги и звуки с обращением внимания на твёрдость или мягкость звучания изучаемого звука (в словах вол и вата — в твёрдый, а в слове вилы — в мягкий звук).
3) Подбор слов на изучаемый звук в (в твёрдой и мягкой разновидности) и определение его места в слове (в начале, в середине, в конце).
4) Показ новой буквы и её закрепление.
5) Составление с помощью разрезной азбуки слов и предложений с новым звуком (вол сыт; вилы тупы) после анализа их, и чтение этих слов.
6) Сравнение слогов с мягким и твёрдым звучанием согласных в составленных детьми словах (выл — вил, волки — вилки).
7) Преобразование слов с помощью приёмов подобия и наращения (вол — вал — выл; вол — волк — волки — вилки).
Чтение слов и предложений, составленных детьми.
8) Чтение настенных таблиц и букваря (столбиков слов и связного текста).
На уроках письма проводятся те же виды работ, что и на первом этапе, но, кроме них, добавляются новые:
1) письмо по слуху слов и предложений после их фонетического разбора и определения последовательного порядка букв в словах (например, можно дать слова типа: Миша, лиса, пила, и фразы типа «Кошка ловит мышку»);
2) списывание с прописей после тщательного разбора текста и разложения слов на слоги и звуки (Лиза писала. Миша, рисуй шар);
3) письмо слов, обозначающих названия предметов, нарисованных на картинках, со вставкой пропущенных букв и слогов.

4) образование множественного числа из единственного (рука — руки, мак — маки, суп — супы, роза — розы, ваза — вазы);
5) образование уменьшительно-ласкательных слов от данных: рот — ротик, кот — котик, нос — носик.
Последние виды упражнений полезны также и в отношении развития словаря детей и усвоения ими форм речи.
Дети пишут на этом этапе не только отдельные слова, но и короткие предложения типа: Лиза ушла. Палка упала. Миша ловит жука.
В связи с этим дети усваивают начертание заглавных букв и практически овладевают правилом правописания заглавной буквы в начале предложения и постановки точки в конце его.
На этом этапе обучения можно дать детям для письма не только такие заглавные буквы, которые по форме своей похожи на строчные (Л, М, Ж, С, X), но и такие, которые от них отличаются (А, У, К, Н, П, Т, З); однако самые трудные по начертанию заглавные буквы (В, Р и др.) надо отнести на следующий этап обучения грамоте.
Главное внимание и на этом этапе работы обращается на то, чтобы дети писали слова без пропуска и перестановки букв. Для этого необходимо развитие внимания и памяти детей: учитель ведёт работу так, чтобы дети постоянно думали о звуках, составляющих слово, о их последовательности и помнили о них во время записи слова. Это достигается систематическим фонетическим разбором слов перед записью их и напоминанием о звуках во время письма. На этом этапе обучения учитель продолжает развивать у детей навык письма слов по памяти. Это достигается тем, что учитель во время письма слов не разрешает детям списывать их с доски или букваря: после чтения и разбора слов, написанных в букваре или на доске, дети пишут их, не глядя на доску или в букварь, неторопливо, потихоньку произнося эти слова по слогам при самом акте письма, а затем прочитывают их вслух после написания.
Слова в предложениях и отдельные слова, предлагаемые для письма, должны подбираться учителем так, чтобы в них не было расхождения звуков с обозначающими их буквами; постепенно можно вводить в предложения и предлоги, но каждый раз необходимо предупреждать детей о необходимости раздельного их написания: У Ани каша. На Мишу напали осы.
Урок письма строится в основном так же, как и на первом этапе букварного периода, с той только разницей, что дети пишут, наряду с отдельными словами, и короткие предложения. Слоговые трудности для письменных упражнений даются те же, что и для чтения.
Виды упражнений на этом этапе становятся более трудными и сложными: дети выполняют письменные задачи на вставку пропущенных букв, добавляют слоги к незаконченным словам, изменяют единственное число слов на множественное и пр.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова