Наряду с живыми объектами — растениями и животными, в нём должны быть и объекты неживой природы, непосредственное ознакомление с которыми особенно важно в первые годы обучения.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают те знания о природе, которые основываются на непосредственном и неоднократном чувственном восприятии изучаемых предметов и явлений, протекающем под непременным руководством учителя. Поэтому в результате длительных наблюдений и работ в уголке природы знания учащихся приобретают чёткость и прочность, становятся конкретными, жизненными. В то же время эти наблюдения и работы способствуют расширению и углублению знаний о природе, полученных детьми на экскурсиях и предметных уроках, проводимых в 1 — 3 классах в связи с чтением статей природоведческого содержания.
Самостоятельное выполнение наблюдений и работ в уголке природы систематически упражняет органы чувств детей, развивает наблюдательность и инициативу, повышает интерес к природе. Работы в уголке воспитывают у детей чувство ответственности за порученное дело, приучают бережно относиться к растениям и животным, укрепляют сознательную дисциплину среди учащихся.
Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, дети приобретают много новых ценных знаний и практических умений и навыков, которые они смогут применить в своей практической деятельности (например, в работах по уходу за комнатными растениями, по выращиванию цветочных и овощных растений, по уходу за мелкими домашними животными).
В уголке природы сосредоточиваются те природоведческие объекты (предметы неживой природы, растения, животные), с описанием которых дети встретятся при чтении научно-популярных статей как в классе, так и дома. Готовясь к новому учебному году, учитель изучает природоведческий материал книги для чтения и намечает, что именно из этого материала можно собрать в окружающей школу природе. Собирается этот материал на экскурсиях в природу, организуемых в начале учебного года.
Здесь же сосредоточены раздаточный материал и оборудование для занятий на уроках и в кружке юных мичуринцев.
Из оборудования в уголке природы хранятся, например, картонные или фанерные подносики, на которых раздаётся на парты материал для изучения его детьми; запас картона, нитки, иголки, клей, ножницы, краски и пр.
Практика работы школ показывает, что весьма разнообразный и очень интересный для детей природный материал (как постоянный в уголке природы, так и сезонный), легко доступный для непосредственных наблюдений и несложных опытов, быстро собирается даже в очень скромных уголках природы, не располагающих ни специально приспособленным для них помещением, ни сложным оборудованием.
Однако, несмотря на очень подчас скромные размеры уголка, имеющиеся в нём объекты неживой природы, живые растения и животные, а также и оформленные результаты наблюдений детей используются учителем с большим педагогическим эффектом не только во внеклассной работе, но и на уроках, в особенности в связи с чтением в 1 — 3 классах статей природоведческого содержания.
Большую помощь оказывает уголок природы юным мичуринцам — учащимся 3 и 4 классов.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова