Уголок природы в начальной школе

ugolok prirody v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Уголок природы в начальной школе служит лабораторией для учебных занятий как отдельных учащихся, так и всего класса, местом для работы кружка юных мичуринцев, основным звеном школьного краеведческого музея.

Наряду с живыми объектами — растениями и животными, в нём должны быть и объекты неживой природы, непосредственное ознакомление с которыми особенно важно в первые годы обучения.

Велика роль уголков природы в борьбе с формализмом в преподавании, с книжностью и отвлечённостью знаний учащихся об окружающей их природе.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают те знания о природе, которые основываются на непосредственном и неоднократном чувственном восприятии изучаемых предметов и явлений, протекающем под непременным руководством учителя. Поэтому в результате длительных наблюдений и работ в уголке природы знания учащихся приобретают чёткость и прочность, становятся конкретными, жизненными. В то же время эти наблюдения и работы способствуют расширению и углублению знаний о природе, полученных детьми на экскурсиях и предметных уроках, проводимых в 1 3 классах в связи с чтением статей природоведческого содержания.

Самостоятельное выполнение наблюдений и работ в уголке природы систематически упражняет органы чувств детей, развивает наблюдательность и инициативу, повышает интерес к природе. Работы в уголке воспитывают у детей чувство ответственности за порученное дело, приучают бережно относиться к растениям и животным, укрепляют сознательную дисциплину среди учащихся.

Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, дети приобретают много новых ценных знаний и практических умений и навыков, которые они смогут применить в своей практической деятельности (например, в работах по уходу за комнатными растениями, по выращиванию цветочных и овощных растений, по уходу за мелкими домашними животными).

Уголок природы в школе совершенно незаменим в тех случаях, когда нужны длительные наблюдения, опыты и практические занятия, не укладывающиеся в рамки урочного времени, например: наблюдения за прорастанием семян, за распусканием почек на ветках деревьев и кустарников, за ростом и развитием растений и животных; практические занятия по выращиванию растений, по уходу за животными — обитателями садков, аквариумов, террариумов; по изготовлению коллекций и наборов раздаточных материалов.

В уголке природы сосредоточиваются те природоведческие объекты (предметы неживой природы, растения, животные), с описанием которых дети встретятся при чтении научно-популярных статей как в классе, так и дома. Готовясь к новому учебному году, учитель изучает природоведческий материал книги для чтения и намечает, что именно из этого материала можно собрать в окружающей школу природе. Собирается этот материал на экскурсиях в природу, организуемых в начале учебного года.

В уголке природы хранятся коллекции камней, образцы местных почв, гербарии, коллекции насекомых; дневники наблюдений, зарисовки объектов и явлений природы, наглядные таблицы-коллекции; диаграммы, составляемые в связи с ведением календаря природы; альбомы, отражающие отдельные экскурсии в природу, и т. п. Вообще в уголке природы хранятся все ценные для школы местные природоведческие материалы.

Здесь же сосредоточены раздаточный материал и оборудование для занятий на уроках и в кружке юных мичуринцев.

Из оборудования в уголке природы хранятся, например, картонные или фанерные подносики, на которых раздаётся на парты материал для изучения его детьми; запас картона, нитки, иголки, клей, ножницы, краски и пр.

Практика работы школ показывает, что весьма разнообразный и очень интересный для детей природный материал (как постоянный в уголке природы, так и сезонный), легко доступный для непосредственных наблюдений и несложных опытов, быстро собирается даже в очень скромных уголках природы, не располагающих ни специально приспособленным для них помещением, ни сложным оборудованием.

Однако, несмотря на очень подчас скромные размеры уголка, имеющиеся в нём объекты неживой природы, живые растения и животные, а также и оформленные результаты наблюдений детей используются учителем с большим педагогическим эффектом не только во внеклассной работе, но и на уроках, в особенности в связи с чтением в 1 3 классах статей природоведческого содержания.

Большую помощь оказывает уголок природы юным мичуринцам — учащимся 3 и 4 классов.

В начальной школе для уголка природы не требуется обязательно отдельного помещения. Он может быть устроен в любом классе. Не нужно для уголка и сложного оборудования.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment