Одним из основных принципов российской дидактики является принцип единства обучения и воспитания. Этот принцип осуществляется ив преподавании начальной математики. Для того чтобы конкретно представить себе пути воспитательной работы, связанной с обучением математике, необходимо прежде всего отдать себе отчет в том, каковы специфические особенности дисциплин математического цикла, какие воспитательные возможности заложены в самом учебном материале, с которым детям приходится иметь дело на уроках математики в начальных классах.
Первая и наиболее существенная особенность математики — это ее отвлеченный, абстрактный характер. Математика отличается также строгой обоснованностью, доказательностью рассуждений, систематичностью. Ей свойственны точные и лаконичные формулировки, особый стиль мышления.
Все эти особенности математики в большей или меньшей мере находят отражение и в курсе начальных классов. Занятия математикой могут способствовать формированию у детей элементарных основ’ научного мировоззрения, помочь развитию познавательных способностей и воспитанию многих ценных черт и качеств личности.
Вместе с тем начальный курс математики имеет практическую направленность, благодаря которой, как отмечается в объяснительной записке к программе, «значительно повышается воспитательное значение обучения арифметике».