Решение задач в два действия. С чего начать.

reshenie zadach v dva dejstviya s chego nachat Решение задач

Для того чтобы решить задачу в два действия, ученику необходимо предварительно овладеть умением к числовым данным подобрать вопрос и указать данные, необходимые для ответа на заданный вопрос. С целью выработки у детей этих умений учитель при обучении решению простых задач вводит упражнения в подборе вопроса к данным числам и в подборе одного или двух числовых данных к вопросу.

Чтобы подготовить детей к восприятию, а затем к решению задачи в два действия, используются пары таких простых задач, из которых вторая задача является продолжением первой. Примером таких связанных между собой задач может служить задача: Ира нашла у реки 7 белых камешков и один красный. Сколько всего камешков она нашла?

У Иры было 8 камешков. Она дала подруге 2 камешка. Сколько камешков осталось у Иры?

Такие подготовительные упражнения способствуют овладению отдельными операциями, которые придется выполнять детям при решении задач в два действия.

Для первоначального ознакомления учеников с задачами в два действия целесообразно выбрать задачу, для решения которой сначала требуется выполнить два разных действия (сложение, а затем вычитание), чтобы отчетливее показать необходимость для ее решения именно двух действий. При этом задача оформляется так, что расположение числовых данных в задаче соответствует порядку их использования при решении задач, то есть предлагается для решения так называемая «приведенная» задача. Вот образец такой задачи:

Ученики первого класса на уроке труда сделали сначала 5 игрушек, а потом 4 такие же игрушки. 7 игрушек они отдали в детский сад. Сколько игрушек осталось у учеников?

При разборе такой задачи для детей доступнее объединить имеющиеся данные (5 игрушек и 4 игрушки) и поставить вопрос для нахождения недостающего данного (9 игрушек). Числа в задаче целесообразно подобрать так, чтобы вычитаемое было больше каждого из слагаемых, как это сделано в данной задаче, так как это предотвращает возможность применить другую последовательность действий. Если бы в задаче вместо «7 игрушек» было дано «3 игрушки», то для решения задачи могла бы быть применена такая последовательность действий:

5 – 3 + 4 или 4 – 3 + 5

Когда учитель впервые знакомит детей с задачей в два действия, возникает вопрос, каким способом лучше предложить детям задачу: составить при участии детей задачу из двух простых задач или сразу предложить готовую задачу в два действия?

Для выяснения целесообразности применения того или другого подхода были проведены экспериментальные уроки под руководством психолога Н. А. Менчинской и методиста М. С. Нахимовой в I классе 132-й школы Москвы учительницей Т. Н. Устиновой. Результаты эксперимента показали некоторые преимущества первоначального ознакомления детей с задачами в два действия путем разбора готовой составной задачи, предложенной для решения ученикам.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment