Бесспорно, что каждый школьник начального возраста имеет особенности и в умственной деятельности.
О различиях у школьников восприятия, внимания к тому, что происходит в классе, уже упоминалось выше. З ап ом ин аю т и в о с пр о из во – дят по памяти также одни быстрее, другие медленнее, дают ответы — одни без всякой задержки, другие после длительного размышления.
Часто учитель не считается с этими особенностями, не дожидается терпеливо ответа от ученика, медленно припоминающего, а сразу же переходит к опросу других учащихся; в таких случаях медлительные остаются бездеятельными и обескураженными.
В о смысленно м восприятии и мышлении один больше склонен к анализу, другой к синтезу и т. п. Качественные различия обычно сказываются позднее, отчасти развиваясь под влиянием обучения, но могут быть замечены и в начальном школьном возрасте, причём здесь более заметны количественные различия.
Задача учителя — подметить различия в умственной деятельности детей, как и различия в отношении других сторон личности ребёнка, указанных выше. Лучше всего это сделать в процессе учебных занятий. Присматриваясь к тому, как тот или другой ученик отвечает, — быстро или медленно, отчётливо или неотчётливо, правильно или неправильно, — учитель может сделать заключение об особенностях различных сторон умственной деятельности: внимания, восприятия, памяти. Нужно только помнить, что это заключение требует пр ав иль н ого и ст олко в ания наблюд е – ний поведения у ученика. Если ученик не ответил на то, что было только что разъяснено, то это может зависеть не только от его невнимания, но и от неудачного, неумелого объяснения учителя. Нужно присмотреться и к тому, как учащийся отвечает, когда он воспроизводит сведения, сообщённые значительно раньше данного урока; результаты наблюдений будут содействовать выяснению особенностей запоминания и «прочности» памяти того или другого школьника. Могут быть также подмечены особенности в сообразительности или, точнее, в работе мышления ребёнка.
Все свои наблюдения по отношению к отдельным учащимся учитель должен отражать в своих записях, которые послужат основой при составлении индивидуальных характеристик учащихся. Дальше он ведёт работу, учитывая эти различия учащихся, чаще спрашивает слабо запоминающих, иногда даёт индивидуальные задания повторительного характера тем, которые быстро забывают, и т. д. Особенное внимание учитель должен уделить ошибкам в ответах, стараясь выяснить, что было причиной этих ошибок: его ли собственная работа или особенности ученика.
При «подтягивании» отстающих иногда полезно провести несколько индивидуальных занятий с ними для того, чтобы, во-первых, выяснить причины отставания, во-вторых, проделать некоторую дополнительную работу с ними, и, в-третьих (что самое главное), восполнить получившиеся пробелы в знаниях.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова