История на уроках объяснительного чтения в начальных классах

istoriya na urokah obyasnitelnogo chteniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Первые сведения по истории дети получают в младших трёх классах при объяснительном чтении статей исторического содержания. В 4 классе история проходится как самостоятельный предмет.

В первых двух классах учащимся сообщаются весьма ограниченные исторические знания. В 3 классе дети знакомятся с отдельными эпизодами из истории нашей родины. Первоначальные исторические знания, которые дети получают в связи с объяснительным чтением, подготовляют детей к изучению элементарного курса истории в 4 классе и имеют большое воспитательное значение. Чтение исторических статей и рассказов воспитывает в детях любовь к родине и пробуждает в них чувство гордости за свой народ.

Образовательное значение чтения статей исторического содержания состоит не только в накоплении некоторых знаний по истории, но и в развитии в связи с этим у детей первоначальных пространственных и временных представлений. Этому особенно способствует усвоение некоторых хронологических понятий и использование на уроках чтения исторической карты.

Представления, которые дети получают на уроках чтения исторических статей и рассказов, должны быть конкретными, ясными и образными. Это достигается не только непосредственным воздействием на детей содержания читаемых статей и рассказов, но и связанными с этим объяснениями учителя, показом картин, рисунков предметов труда, домашнего обихода, вооружения и т. п.

Однако для получения ясных, конкретных представлений о прошлом следует употреблять только такие наглядные пособия, которые правильно, объективно его изображают. Из таких пособий в начальных классах чаще всего приходится использовать картину, рисунок, иллюстрации учебника. Надо также стремиться к использованию диапозитивов и кинокартин, дающих детям наиболее яркие представления о прошлом. Просмотр диапозитивов и кинофильма или предшествует чтению статей или завершает его. Многие школы могут успешно связать с чтением исторических статей посещение музеев и экскурсии к историческим памятникам.

В создании образного представления о прошлом большую роль играет биографический материал. Многие яркие эпизоды героического прошлого нашей родины связаны с деятельностью наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. На уроках чтения дети знакомятся с деятельностью величайших мыслителей, организаторов и борцов за дело трудящихся — Ленина и Сталина. Знакомство с биографиями исторических деятелей помогает детям лучше понять, события, социальные отношения, помогает им, как говорят, почувствовать эпоху. Описание внешности, характера, деятельности конкретного человека, его слова всегда более доступны и понятны детям, чем простое изложение событий. Высокие образцы патриотизма Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского и других исторических деятелей неизменно находят живейший отклик в сердцах детей.

Величайшая преданность народу, беззаветное служение ему во имя его благополучия и счастья ярче всего отражены в жизни и деятельности вождей нашего народа и большевистской партии Ленина и Сталина. Изучение их жизни и деятельности вызывает у детей благородное стремление стать похожими на них.

В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. о преподавании гражданской истории в школах СССР говорится: «Решающим условием прочного усвоения учащимися курса историй является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат». Эти указания относятся как к старшим, так и к начальным классам школы.

В 1 и 2 классах чтение статей исторического содержания приурочивается к праздникам и памятным датам: к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, к годовщине смерти Владимира Ильича Ленина, ко дню Советской Армии, к Первому мая. Интерес детей к событиям, отмечаемым в эти дни, всегда повышен, внимание напряжено, и это обеспечивает более лёгкое и глубокое восприятие читаемого, более прочное его запоминание. Чтение исторических статей необходимо связывать с датами красного календаря и в 3 классе. Однако здесь в расположении исторического материала необходимо соблюдать хронологическую последовательность. Поэтому в связи с датами красного календаря читаются лишь некоторые статьи, непосредственно относящиеся к данному событию, все же остальные статьи, читаются в порядке исторической последовательности описываемых в них явлений. При этом статьи, прочитанные ранее, перечитываются или содержание их воспроизводится в памяти детей в процессе беседы.

Это необходимо потому, что статьи книги, относящиеся к тому или другому историческому периоду, дают некоторое целостное и в известной мере законченное о нём представление. Пропуск при чтении отдельных статей нарушает эту целостность и законченность.

К чтению д ел о в ых стате й дети приступают уже в младших классах. Однако основным материалом для чтения по истории в этих классах являются преимущественно художественные рассказы. В 3 классе наряду с художественными рассказами большое место занимают деловые исторические статьи. В этом классе чтение деловых статей по истории становится необходимым, так как оно подготовляет детей к дальнейшему изучению истории, при котором им придётся иметь дело с научно-популярным текстом учебника. Оно необходимо также и для подготовки детей к самостоятельному чтению научно-популярной литературы по истории. Однако и в 3 классе нельзя ограничить чтение по истории только деловыми статьями. Чтение художественных произведений, сильно воздействуя на чувства детей, помогает формированию у них ярких образных представлений о прошлом. Этим качеством не может обладать ни одна деловая статья. Однако в художественных рассказах обычно нет необходимой полноты и строгости в последовательности изложения исторического материала, которыми отличаются деловые статьи.

В деловой статье сообщаются факты, описываются события, раскрываются понятия, даются доступные для детей выводы. Поэтому деловую статью нельзя просто читать — её надо изучать с детьми. Художественный рассказ тоже даёт знания, но в форме образов, картин, ярких сравнений, сопоставлений. Художественные произведения часто используются для конкретизации исторического материала, для создания образного представления о прошлом.

Методика чтения исторических статей определяется не только формой, в которую облечено их содержание, но главным образом самим содержанием. При чтении по истории, как и при всяком объяснительном чтении, недопустим шаблон. Но всё же можно установить некоторые общие, типичные черты методики чтения статей исторического содержания.

Чтению деловых исторических статей, как правило, предшествует некоторая подготовительная работа, которая имеет своей целью ввести детей в понимание круга вопросов, излагаемых в статье или в ряде статей, относящихся к одному историческому периоду. Для этого учитель в форме яркого рассказа знакомит детей с особенностями исторического периода, создаёт образное представление о нём, используя кинофильмы, диапозитивы, исторические стенные картины, рисунки, схемы, иллюстрации учебника. В эту подготовительную работу, естественно, должно войти и раскрытие некоторых исторических понятий, а также знакомство детей с историческими терминами, названиями и хронологическими датами.

После беседы учитель приступает к чтению и объяснению статьи. Обычно статья читается детьми два раза. При первом чтении дети знакомятся с содержанием статьи, усваивают описываемые в ней исторические факты, события. При этом учитель раскрывает им исторические понятия, углубляет и расширяет имеющиеся у детей знания, проводит необходимую работу с картой.

При повторном чтении проводятся упражнения в технике чтения и в развитии устной и письменной речи. В этих целях практикуется не только чтение, но и пересказывание прочитанного по частям и в целом, краткие записи, составление плана, запись исторических терминов и пр. Исторические факты, усвоенные детьми при чтении, обобщаются в заключительной б еседе , часто дополняемой коротким рассказом учителя. Выводы, к которым учитель подводит учащихся в процессе чтения и объяснения текста, должны быть доступны для детей и по содержанию, и по форме.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment