Обучение сочинению в начальных классах

obuchenie sochineniyu v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

В обучении устным и письменным сочинениям учитель ставит перед собой задачу развития у детей умения составлять несложные повествования, описания и простейшие рассуждения.

В выборе тематики для сочинений следует исходить из образовательных и воспитательных задач школы, из уровня развития детей, их подготовки и их интересов.

В младших классах дети учатся рассказывать сначала устно, а затем письменно об отдельных, хорошо знакомых предметах и явлениях, о несложных событиях личной жизни («Как я катался с горы», «Мой огород», «Как меня застал дождь», «Как я кормлю кур», «Как я помог товарищу» и т д.).

По мере накопления жизненного опыта и развития речи, в старших классах дети переходят от единичных фактов к изображению их совокупности, повествуя о событиях и явлениях, происходивших в течение более или менее длительного промежутка времени («Как мы помогали колхозу». «Как мы готовились к празднику», «Наши зимние забавы», «Как мы кормили зимующих птиц», «Весенние работы в колхозе» и т. д.).

Учащиеся 3 и 4 классов могут писать сочинения и на такие темы, в которых требуется дать оценку событию или поведению людей, выразить отношение к ним, например: «Интересный случай», «Герой», «Мой товарищ», «Хороший поступок», «Мой родной дом» и т. д.

В сочинениях учащихся 3 4 классов могут найти отражение и те знания, которые дети приобрели в процессе школьного обучения и внеклассного чтения («Охота на белку в тайге», «Как папанинцы жили на льдине», «Превращение лягушки», «Круговорот воды в природе», «Польза леса», «Волга» и т. д.).

В связи с сезонными наблюдениями природы, чтением рассказов и статей природоведческого характера, рассматриванием картин, дети пишут рассказы о жизни животных, растений, описывают явления природы («Осень наступила», «Метель», «Волки напали», «Лошадь в колхозе», «Собака на службе человека», «Наш огород», «Яблоня», «На пчельнике» и т. д.). Эти сочинения требуют значительного запаса представлений, знаний и жизненного опыта, поэтому они более доступны детям старших классов. Но и в младших классах возможны сочинения о явлениях природы, о животных и растениях на темы, более простые по содержанию и близкие детям по их непосредственным переживаниям («Котята», «Наша кошка», «Что мы знаем о медведе», «Первый снег» и т. д.).

Жизнь школьного коллектива и явления общественной жизни также должны найти отражение в тематике детских сочинений старших классов. Особенно интересны для детей сочинения на темы, связанные с непосредственным участием детей в том или ином событии («День урожая», «Елка в школе», «На катке», «Первое мая», «Прогулка в лес», «День птиц», «В перемену» и т. д.).

Некоторые темы могут повторяться в каждом классе, но с различным раскрытием их содержания. Так, например, во 2 классе дети пишут сочинения на тему «Мой товарищ» в плане сообщения о том, как каждый проводит время со своим товарищем.

В 3 классе эту же тему учитель помогает детям раскрыть глубже. Он направляет внимание учащихся на описание таких качеств товарища, которые вызывают к нему хорошее отношение. Сочинение получается в плане рассказа о том «За что я люблю своего товарища».

В 4 классе в сочинение на тему «Товарищ» включается некоторое обобщение и элементы рассуждения.

В предварительной беседе учитель выясняет с детьми, кого можно назвать хорошим товарищем. Используется материал из юношеской жизни Ленина и Сталина. Сочинение оформляется в более широком плане.

В своих сочинениях дети рассказывают о дружбе, о помощи друг другу в ученье, о том, как товарищи выручают друг друга в беде, как проводят время, что читают, в какие игры играют, о чём вместе мечтают и т. д.

Тематика, отражая круг разносторонних детских интересов, должна быть идейной, направленной, отвечающей задачам, формирующим коммунистическую нравственность, коммунистическое мировоззрение.

В сочинениях на темы «Мой родной дом», «Наша речка», «Наша роща» дети рассказывают о своём счастливом детстве — об играх, развлечениях, прогулках. В них и выражается любовь и привязанность детей к родным местам, родной природе, их бодрое, жизнерадостное отношение к жизни; работа над этими сочинениями будит в детях мысли и чувства, из которых развивается живая, действенная любовь к родине.

Сочинения учащихся о своей работе дома, в школе, на школьном участке, о посильном участии в труде взрослых углубляют и расширяют у детей понятие о труде, как главной движущей силе жизни, внушают любовь и уважение к труду.

Отношение к общественной собственности может быть отражено в сочинениях на темы: «Как мы охраняли колхозный урожай (или фруктовый сад)», «Береги книжку», «Как мы боролись за чистоту своего класса (школы, двора)» и т. д.

Забота о людях должна найти отражение в рассказах о любви и уважении к родителям, старшим, в заботе о стариках, о больных, инвалидах («Моя бабушка», «Как я помог слепому соседу» и др.), о маленьких детях («Мой маленький братишка (сестрёнка)», «Как мы играем на дворе с малышами»).

В старших классах темы для сочинения предлагаются учителем в различных формах. Тема может быть дана с распространённым началом сочинения. Причём иногда даётся только начало сочинения без заглавия. Начало сочинения без заглавия оставляет больше свободы творчеству детей, заглавие же облегчает определение содержания сочинения. Так, например, даётся такое начало сочинения: «Я сидел дома и готовил уроки, вдруг за окном раздался крик. Я бросился к окну и что же я увидел?..» Если начало предварить заголовком «Забавный случай», то содержание сочинения будет более определённым, чем в том случае, если заглавие не дано, так как то, что увидел автор сочинения, может быть и страшным, и смешным, и печальным.

Тема может быть дана и в последнем, заключительном предложении. По этому заключению дети должны представить себе всё содержание сочинения, например: «Так стали они друзьями на всю жизнь».

Учитель может предложить детям тему для сочинения и в виде какой- либо цитаты из прозаического произведения, или строфы из стихотворения, например:

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом, Опять весна душистая Повеяла теплом.

Тема «Товарищ» также может быть выражена в старших классах отрывком из басни Крылова:

«Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет».

Содержание сочинения может быть намечено в виде плана: «Река; лёд; ребята; коньки; в воде; спасение», или в виде сюжета, который нужно развить в рассказ: «Дети пошли в лес. Они хотели поймать белку. Заблудились. Испугались. Миша вывел ребят из леса».

Время от времени учащиеся 3 и 4 класса должны писать и свободные сочинения на темы, выбранные ими самими («Напиши, о чём хочешь, о том, что тебе интересно»).

Эти работы играют большую роль в воспитательном отношении, потому что они выявляют интересы школьников и позволяют учителю соответствующим образом воздействовать на детей; кроме того, они показывают учителю степень умения учащихся выбрать самостоятельно тему, подыскать к ней материал, установить его последовательность и подобрать нужные слова и выражения. Детей очень привлекают такие работы, так как они дают им возможность свободно и самостоятельно говорить о том, что их в данный момент больше всего интересует.

В методике проведения сочинений важно правильно решить вопрос о том, каким видам сочинений можно и надо учить детей в начальных классах школы.

В школьной практике за немногими исключениями бытует один вид сочинения — повествовательное с элементами описания. Этого недостаточно.

Немалое место должно занять «деловое» описание в самых элементарных его формах, имеющее большое практическое значение. Ещё Ушинский требовал введения такого рода описаний на ранних ступенях обучения, сначала предметов в натуре, затем по картине и, наконец, по памяти. Можно сохранять или не сохранять такую последовательность в обучении описаниям, но самую необходимость введения в начальную школу такого вида работы по развитию речи едва ли можно оспаривать.

Сочинения-описания вполне посильны для детей, как устные в 1 классе, так и письменные, начиная со 2 класса; успех таких сочинений зависит от правильного выбора предмета описания и от правильной методики проведения работы.

Сочинения типа рассуждения не типичны для начальных классов школы, но они также должны занять в ней некоторое место. Это сочинения на такие темы, как: «За что я люблю свою школу», «Какие книги я люблю читать», «Кем я хочу быть».

Конечно, содержание для такого рода сочинений должно быть в общем виде подготовлено заранее, чтобы дети знали, о чём им нужно писать, и не ограничивались бы односложным ответом, вроде: «Я хочу быть лётчиком», а объяснили, что их привлекает в той или иной профессии, или, говоря о книгах, сказали бы, что именно кажется им в этих книгах интересным.

В сочинениях повествовательного характера важнейшее значение имеет работа над композицией сочинения, т. е. над расположением материала, над планом. Простейшим планом является расположение отдельных моментов действия в порядке их следования друг за другом или в порядке одновременности.

Учащиеся 3 и 4 классов учатся выделять в своих сочинениях главное событие, то, что ему предшествовало и что за ним следовало (завязка, главное действие, развязка).

Обычно в сочинения повествовательного характера вносятся и некоторые элементы описания. На тему «Мой мяч» одни дети составят рассказ чисто повествовательного характера о том, от кого они получили мяч, как они с ним играют, как он потерялся, а потом нашёлся, или, рассказывая о другом случае, связанном с мячом, выразят своё отношение к мячу, как к своей любимой игрушке. Другие введут в свой рассказ ещё и описание мяча (какой был мяч по размеру, по цвету, по качеству: большой, разноцветный, упругий, хорошо прыгает). Третьи ограничатся только этим последним описанием, указывающим на признаки и качества мяча. Рассказывая о своих развлечениях, играх, переживаниях, в связи с наступлением нового времени года, дети дают обычно и некоторые элементы описания природы, животных, людей. Лучшие учителя проводят такого рода сочинения, начиная с 1 класса.

Описание вводится и в рассказы (повествования), которые учащиеся составляют по картинкам.

Наряду с такого рода работами следует упражнять детей в устном и письменном описании хорошо знакомых детям предметов, находящихся непосредственно перед глазами: мяч, кувшин, цветок, чучело зверя, птицы, изображение лошади, коровы, собаки и пр.

К концу обучения в 3 классе, а также в 4 классе сочинения на темы описательного характера могут касаться не только отдельных предметов и явлений, но и описания групп предметов и явлений, связанных между собой по месту или времени, например: «Наш класс», «Моя комната», «Наш сад», «Ледоход» и др.

Очень полезны сравнительные описания в устной и письменной форме — например: «Собака и волк», «Берёза и ель», «Кувшин и стакан» и т. п. Упражнения в описании имеют большое значение для развития таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, сопоставление и противопоставление. Для того чтобы описать предмет или явление, ученику нужно сначала подробно рассмотреть его, выделить его существенные признаки (анализ), а затем при составлении описания снова объединить их в одном целом (синтез). В сравнительном описании дети сопоставляют и противопоставляют предметы и находят в них сходные и различные признаки. Результаты этих мыслительных процессов должны быть правильно, отчётливо и ясно выражены словом, предложением, связной речью.

В практической работе школы необходимо использовать все виды сочинений, постепенно переходя от менее самостоятельных форм работы к более самостоятельным.

Материалом для сочинений могут быть картины, наблюдения природы и жизни и личные переживания учащихся.

В начальных классах школы большое место в развитии письменной речи детей занимают сочинения по картинкам. Подготовка детей к сочинениям этого вида начинается с внимательного анализа картинки. Дети молча рассматривают картинку, после чего самостоятельно или при помощи вопросов учителя рассказывают о том, что на ней изображено, вскрывают её основную мысль, выявляют подробности, уточняющие её содержание, устанавливают связь изображённого на картинке с предшествующими и последующими моментами.

После того как содержание картины установлено, вырабатывается план рассказа, подбираются слова и выражения. Вслед за тем дети составляют рассказ или коллективно, дополняя друг друга, при непосредственном руководстве учителя, или каждый составляет рассказ самостоятельно. Подготовившись таким образом, дети приступают к записи рассказа.

Но такой порядок работы по картине не всегда полностью соблюдается. В зависимости от подготовки учащихся может быть опущено рассказывание: короткий простой рассказ может быть записан без плана, сочинение может быть только устным, без записи. Содержание картины раскрывается более или менее полно в зависимости от возраста детей и от их подготовки. Сочинение может заключать в себе не только то, что изображено на картине, но и некоторые предшествующие и последующие моменты.

Приведём примерную работу по составлению повествовательных сочинений по одной и той же сюжетной картине «Осень» в разных классах начальной школы. Картина яркая, красочная. На переднем плане изображены три группы детей на прогулке в солнечный осенний день на опушке леса. Жёлтые листья деревьев, кисти красной рябины, синее небо с летящей стаей журавлей составляют как бы фон этой картины. Вдали видны колхозные поля, трактор, поднимающий зябь, зеленеющая озимь.

Ученики 1 класса не могут охватить всего содержания этой картины, их внимание привлекает то, что прежде всего бросается в глаза — фигуры детей, яркая окраска деревьев.

Работу можно провести по-разному.

Дети молча рассматривают картину и при помощи вопросов учителя устанавливают её содержание. Сначала выясняется общее содержание картины: «Какое время года изображено на картине?» (Осень.) «Как вы узнали, что это осень?» (Деревья жёлтые, рябина красная.) «Кто изображён на картине? Дайте имена всем детям».

Затем учитель предлагает вопросы для составления рассказа: «Какое время года наступило? Какими стали деревья? Где гуляют дети? Кого поймал Миша? Чего набрал Вася? Что рвёт Петя? Кому он бросает рябину? Куда смотрят Оля, Нина и Гриша? Что они там видят?»

В первом полугодии, когда дети ещё не владеют навыками письма, запись сочинения не проводится.

По другому варианту работы дети молча рассматривают картину и затем без вопросов учителя, дополняя друг друга, рассказывают её содержание. При этом учитель направляет внимание детей на самое существенное в картине, следит за последовательностью изложения, за правильностью построения предложений и употреблением слов.

Во второй половине года, когда дети умеют уже писать, можно вернуться к этой картине. Составленный учащимися рассказ учитель записывает на доске. Дети после чтения его и разбора написания слов списывают его в тетради.

В классах с хорошо подготовленными учащимися, учитель записывает на доске вопросы, дети отвечают на них сначала устно, а потом свои ответы записывают. Перед письмом и в этом случае необходимо обратить внимание на правописание таких слов, как осень, деревья, жёлтые, рябина и некоторых других слов по усмотрению учителя.

Во 2 классе картина рассматривается более подробно. Вопросы и задания учителя приобретают более общий характер, с тем чтобы дети отвечали на тот или иной вопрос не одним предложением, а несколькими, например: «Откуда видно, что наступила осень?» (Деревья в лесу пожелтели. Рябина стала красная. Улетают журавли.)

«Расскажите о детях, изображённых в середине картины». (Миша поймал ежа. Он посадил его в клетку. Ваня дразнит ежа пальцем. Нина и Петя смотрят на него и смеются.)

«Чем заняты два мальчика на правой стороне картины?». (Вася залез на дерево. Он рвёт красные кисти рябины и бросает их Коле, Коля ловит их в шапку.)

«Расскажите о детях, которые стоят у речки». (Лиза, Маша и Юра смотрят на небо. Там летят птицы.)

После того как содержание картины раскрыто, учитель вместе с детьми составляет план и записывает его на доске, например: 1) Какое время года наступило? 2) Каков был вид леса осенью? 3) Что дети делали в лесу? 4) Кого они увидели в небе?

По этому плану учитель готовит учащихся к письму сочинения. Устный рассказ по картине может быть подробным, а запись его должна быть краткой, так как дети 2 класса пишут ещё медленно и не справляются с большим текстом.

По каждой части плана составляется ряд предложений. Весь рассказ повторяется два-три раза, и дети самостоятельно его записывают. Орфографические ошибки предупреждаются.

В 3 классе содержание картины раскрывается ещё глубже, чем во 2, — устанавливается связь с тем, что могло предшествовать изображённому на картине или что могло за ним следовать, например: как дети шли в лес, как ловили ежа, собирали грибы, как возвращались из леса. План сочинения должен так же, как и во 2 классе, отражать последовательный ход действия. В рассказ вводятся элементы описания. Так, говоря о том, какой был лес, дети подыскивают слова, ярко отражающие картину осеннего леса (жёлтые, золотые берёзы, тёмнозелёные ёлочки, яркокрасные кисти рябины, синее безоблачное небо; трава побурела, завяла, засохла и пр.).

Разобрав содержание картины и подобрав при этом нужные слова и выражения, учащиеся составляют с учителем план, по которому самостоятельно пишут сочинение.

Сочинение в 4 классе, как и в предыдущих, будет сюжетным, повествовательно-описательным, т. е. заключающим в себе последовательно развивающиеся события и довольно значительное количество моментов описания.

Перед работой по этой картине, до обозрения её, дети по предложению учителя припоминают свои собственные впечатления от осеннего леса и рассказывают о нём, дополняя высказывания друг друга. Полезно при этом прочитать и разобрать с детьми несколько стихотворений и прозаических художественных описаний осени, обращая внимание учащихся на образные слова и выражения, помогающие ярко представить себе картину золотой осени.

Рассматривая с детьми картину, учитель устанавливает основные части её содержания. Центральную часть картины занимают дети на прогулке, действие происходит на фоне осеннего леса, на заднем плане видны колхозные поля: трактор, поднимающий зябь, яркозелёная озимь. Первая часть сочинения будет описанием осеннего леса, для чего дети используют непосредственные восприятия от картины, свой воспоминания о лесе и некоторые образные слова и выражения из знакомых им художественных произведений. Во второй части они расскажут о прогулке в лес детей, изображённых на картине, что они наблюдали в лесу, как поймали ежа, рвали рябину, видели отлетающих в тёплые страны журавлей. В третьей части, рассказывая о возвращении детей из леса, они напишут о том, что изображено на заднем плане картины.

Сочинение по картине может быть сюжетным, повествовательным, но может быть и простым описанием, перечислением того, что нарисовано на картине.

Для того чтобы показать детям разный характер сочинений по картине, учителю следует самому один раз составить два таких сочинения и провести с детьми сравнение их. Затем по другой картине составить с детьми два аналогичных сочинения: сначала описание того, что изображено на картине, а затем сюжетный рассказ по ней.

Особенно большое внимание должно быть уделено подготовке к сочинению. Предлагая тему, необходимо при помощи вопросов довести детей до осознания её смысла, её основного содержания. Вслед за этим дети начинают подбирать материал для сочинения, беря его в зависимости от темы из своего непосредственного жизненного опыта, из наблюдений, организованных учителем, из сведений, полученных в процессе обучения.

Учитель при помощи вопросов уточняет и расширяет этот материал, останавливая внимание учащихся на основном, главном. Одновременно идёт работа над речью: уточняется выбор слов и выражений.

После того как содержание сочинения установлено, начинается работа над его построением. Необходимо приучить детей к мысли о том, что план — основа хорошего сочинения; прежде чем писать сочинение, всякий раз надо продумать порядок изложения, иначе сочинение будет сбивчивым, неполным.

Обычно сочинение представляет рассказ о каком-либо конкретном случае, событии (что делали, как работали, куда ходили, что видели и пр.). Под руководством учителя вырабатывается порядок изложения материала, т. е. план сочинения, который дети записывают или запоминают. Руководствуясь этим планом, дети составляют устный рассказ, причём учитель внимательно следит за правильностью их речи, предлагая им подыскивать более удачные слова и выражения, требуя правильного построения каждого предложения.

Подготовка к сочинению завершается предупреждением орфографических ошибок в трудных для написания словах, которые, судя по содержанию сочинения, детям придётся употребить.

Сочинения учащихся о явлениях природы представляют собой повествовательно-описательные рассказы, например: о метели, о приходе весны и т. п. В основе такого сочинения лежат непосредственные личные впечатления детей и организованные учителем наблюдения.

Подготовку к такому сочинению учитель проводит заранее. Он сообщает детям тему будущего сочинения, например, «Метель», и даёт задание следить за погодой с тем, чтобы, как только появятся первые признаки метели, тщательно наблюдать за ними (ветер, тучи, позёмка).

Затем учитель предлагает план будущего сочинения. (Перед метелью. Метель. После метели.)

После того как дети наблюдали метель, учитель проводит с ними беседу. Дети сообщают свои наблюдения, дополняя друг друга. Затем обсуждается план сочинения, причём учитель даёт указания детям, что писать надо о том, чему свидетелями они сами были; предлагает кратко написать о признаках метели, о том, что было после метели, и подробно о самой метели. Если сочинение имеет целью зафиксировать результаты длительных наблюдений и проведённые в связи с ними работы, подготовка заключается в постепенном накоплении материала, сопровождаемом небольшими записями.

Так, например, намечая сочинение на тему «Превращение лягушки» (3 класс), учитель сообщает детям тему и план работы, который заключается в следующем:

1.   Экскурсия на водоём, за лягушачьей икрой.

2.   Наблюдение за развитием головастиков (в банке.) и запись этих наблюдений.

3.    Чтение статьи «Превращение лягушки».

4.    Сочинение.

После экскурсии на водоём дети записывают (коллективная работа с учителем), что они принесли, каковы икринки по внешнему виду, куда их поместили. Наблюдая за развитием икринок, учащиеся записывают наблюдения по мере появления новых признаков развития.

Когда наблюдения приходят к концу, читается статья «Превращение лягушки» и на одном из следующих уроков проводится сочинение.

Серьёзное внимание надо уделить коллективной разработке плана сочинения и обсуждению содержания каждой части плана.

В беседе вспоминается весь ход работы, выясняется, что в этой работе было самым важным, и составляется план: 1. Лягушачья икра. 2. Как икринки превратились в головастиков. 3. Как головастики превратились в лягушку.

Разрабатывая содержание каждой части плана, дети под руководством учителя намечают в первой части написать, где достали икру, каковы были икринки и куда их поместили. Перечитывают свои записи об этом. Для второй части используются записи наблюдений. Из них выбирается наиболее важное. В связи с третьей частью перечитывается соответственный отрывок из статьи «Превращение лягушки».

После этой подготовки составляется по намеченному плану устный рассказ, и затем дети самостоятельно пишут. Если класс недостаточно подготовлен, полезно на первых порах производить запись по частям.

В 3 классе весной, а в 4 осенью можно дать сочинение о работе на пришкольном участке или в колхозе.

Одним из очень полезных видов сочинений повествовательного характера является составление письма и небольшой статьи в стенную газету.

Прежде чем приступить к сочинению письма, следует прочитать ученикам какой-нибудь образец письма, например: «Дорогой друг! Если ты собираешься провести весну у нас в деревне, то…» — и разобрать его. Следует установить, кем и кому написано это письмо, какова его тема, отдельные части, их содержание, обратить внимание на его форму (обращение, приветствие, пожелание; из каких слов и выражений хорошо видны дружеские отношения автора письма к своему другу; как описывается природа, и пр.). После разбора этого письма учащимся предлагается самим коллективно составить письмо.

Первый опыт составления письма проводится под руководством учителя. Прежде всего устанавливается, от кого и кому будет написано письмо, так как от этого будет зависеть его содержание (отцу, матери, бабушке, дедушке, сестре, брату, товарищу). Определяется тема (о чём писать). Дети поочерёдно высказывают свои соображения о том, что именно нужно писать на эту тему, отбирается наиболее интересный и значительный материал, составляется план (о чём писать сначала, о чём потом), чем заключить письмо. Нужно напомнить детям, что каждую часть письма необходимо начинать с красной строки, каждую мысль выражать отдельными предложениями, предложения отделять точками. Первое письмо учитель или кто- либо из учеников записывают на доске, причём каждое предложение в нём обсуждается всем классом.

Второе письмо учащиеся пишут самостоятельно, выбирая адресат, тему, содержание и форму письма.

Таким же образом следует поработать с детьми над статьёй в стенную газету, тоже исходя из образца какой-нибудь небольшой статьи из газеты «Пионерская правда».

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment